Коксинская роща

Стрелка - слияние рек Кокса и Катунь. 

гора Белуха - самая высокая точка Сибири. Высота - 4506 м.

В поисках Беловодья. Подробнее

  •  
  •  
  •  
  •  

Уймонские вести - всегда с вами вместе!

« Назад

Помня о прошлом, глядя в будущее 20 01 2018 13:25

pomnya1.jpgВ начале нового года школьники района участвуют в традиционном районном конкурсе научно-исследовательских работ обучающихся туристско-краеведческого движения «Мое Отечество – Алтай». Основная цель конкурса – развитие поисковой и научно-исследовательской деятельности учащихся по краеведению. Очень интересные работы в этом году представили учащиеся из Усть-Коксинской, Верх-Уймонской, Талдинской, Тюнгурской и Карагайской школ.
Анастасия Идрюкова из Усть-Коксинской школы под руководством Надежды Сухотериной в номинации «Военная история» представила работу «Кабы не было войны…». «Великая Отечественная война – очень тяжелый период в истории нашей страны. Война не обошла стороной и наш Усть-Коксинский район. Как ни прискорбно, современная молодёжь не так много знает о Великой Отечественной войне. Немногие из нас назовут те страшные битвы, в которых воевали советские солдаты. С каждым годом становится все меньше живых свидетелей самой кровопролитной в истории человечества войны. Мы, современные дети, не можем до конца представить, что пережил наш народ в те тяжелые годы. Подчас искажаются факты событий давно минувших лет. Но мы не вправе забывать об этом и должны научиться быть патриотами своей Родины. Поэтому, используя воспоминания ветеранов, необходимо напомнить подрастающему поколению о войне, тем самым сохранив в их сердцах память о страшных событиях, в которых ветераны принимали участие. В своей работе я рассказываю о единственном ветеране Великой Отечественной войны, который остался в живых в с. Усть-Кокса Демьяне Кирилловиче Атаманове, – рассказывает Анастасия. – Если сейчас не записать их воспоминания, то они могут просто исчезнуть вместе с людьми, не оставив заслуженного следа в истории, а ведь у них стоит учиться стойкости, выносливости, любви к Родине».
Юный исследователь взяла интервью и изучила домашний архив семьи ветерана войны, работала с материалами районного архива, периодической печатью, провела анализ полученных данных. Поставила перед собой цель - оформить экспозицию школьного музея «Если б не было войны…», создать школьную Книгу Памяти. Анастасия подробно описывает биографию Демьяна Атаманова, его боевой путь, жизнь после войны, рассказывает о семье ветерана. Начала новое исследование о своем дедушке – Идрюкове Тороке Кебековиче, который также был участником Великой Отечественной войны.
Учащаяся Верх-Уймонской школы Нина Кучуганова в своей работе рассматривает нравственные традиции  старообрядцев и поздних переселенцев Уймонской долины. Нина изучала специальную литературу, интернет – источники по нравственным традициям народов России, вместе со своим руководителем Татьяной Огневой провели социологический опрос у разных возрастных групп по выявлению уровня знаний о нравственных традициях. Нина говорит: «Изучив внимательно нравственные традиции старообрядцев и поздних переселенцев Уймонской долины через непосредственное общение с ними, мы много почерпнули для себя важного. К сожалению, мы смогли собрать, обобщить и записать лишь малую часть народной мудрости в вопросах воспитания. Наша  главная задача – не растерять жемчужины русской культуры, традиций своего народа,  а сделать достоянием умов и сердец  современников. Необходимо из поколения в поколение передавать общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает необычайно влиятельную силу на формирование национального характера, национальной психологии человека, на его нравственное становление. Необходимо возвращать национальную память, и мы по-новому относиться к  культурному наследию, традициям своего народа. Мы постараемся донести полученную информацию до школьников, их родителей через организованные беседы, диспуты, публикации в местной газете».
Не менее интересна работа Юлии Казанцевой и ее руководителя Полины Соченко из Верх-Уймонской школы. Они рассказывали об истории дома семьи Ивановых-Бочкаревых XIX – XX веков, об особенностях убранства дома, о людях, жизнь которых проходила в его стенах. Собрали ценные фото, документы, связанные с этим домом. Изучили литературу, связанную с архитектурными традициями крестьянского жилища старообрядцев. «Актуальность моей работы в том, что дома, их интерьер теряют свой старинный облик, осовремениваются либо исчезают вовсе. И скоро можно не увидеть той красоты убранства старообрядческих домов, – рассказывает Юлия. – Работа посвящена архитектурным традициям крестьянского жилища старообрядцев. Среди них: выбор места и материала, особенности конструкции и планировки, украшение росписью по дереву. Рассказ о людях, жизнь которых проходила в этих стенах. Рубеж ХХI века – время особенно внимательного отношения к прошлому. В процессе осмысления традиций русской культуры в поисках новых ценностей мы обращаемся к историческому опыту». В своей работе они обращаются к рассказам Раисы Кучугановой,  воспоминаниям земляков Павла Казанцева,  Лидии Казанцевой, Марии Ленской.
А Ксения Гуляева и ее руководитель Нина Кошева  из Карагайской школы изучили топонимику села Карагай. Интерес к происхождению географических названий возрос давно. Горный Алтай богат множеством рек, озёр, родников, гор, долин, перевалов и возвышенностей. Каждый лог, каждая долина, река и гора имеют свои названия. Каждый человек должен знать историю своего края. Ведь жизнь каждого человека тесно связана с территорией, на которой он родился или проживает. «Цель мой работы – изучить топонимику села Карагай для того, чтобы узнать, как появились географические названия, приобщиться к истории малой родины, – говорит Ксения. – Рассказывая о топонимике села, необходимо рассказать и о самом селе. Село Карагай небольшое, в нём всего 829 жителей, но все люди очень доброжелательные и дружные. У нас есть новая школа, которую построили в 2006 году, детский сад, клуб, сельская библиотека, медицинский пункт, почта, четыре магазина, погранзастава. Всего в селе одиннадцать улиц». Ксения рассказывает о названиях улиц, села, речек, родников, логов, как появились эх названия, в каком году, о старожилах села, исторических личностях. Попутно рассказывает об итогах социологического исследования, которое она провела среди учащихся школы. Проведённый опрос показал, что старожилы сёл знают название основных объектов села. Они помогли воссоздать историю происхождения топонима. Но жители среднего возраста и школьники мало знают названия объектов и их историю. Изучив некоторые географические объекты, Ксения и Нина Ивановна пришли к выводу, что названия не бывают случайными, они отражают природные, этнографические особенности. Кроме того, топонимы могут рассказать нам много интересного об истории родных мест, а также помогают увидеть особенности языка родного края. Работа по изучению топонимов родного края будет продолжена.
Софья Богомяткина из Талдинской школы воссоздала историю лисятника. «Все, что происходит в селе, становится страницами ее истории. Старожилы говорят, когда -то в пятидесятых годах за речкой Талдушкой был лисятник, сейчас на этом месте целая большая улица. Я решила записывать происходящие события давно прошедших лет и восстановить историю создания лисятника, собрать фотографии и записать воспоминания тех, кто работал когда – то на лисятнике. Решила узнать, откуда привезли лис в наше село, как они ухаживали за лисами, в каком году и кто приказал лис ликвидировать, – говорит Софья. – В нашем селе Талда лисятник был образован в 1952 году. Первых 200 питомцев лисятника завезли из Белоярска – это городок в Новосибирской области. Лисятник был построен в очень живописном месте за рекой, сейчас там целая улица Заречная. Лисы были встречены заботливыми работниками лисятника, где была налажена целая система по выращиванию лис. Как вспоминает ветеран труда Остапенко Алина Ивановна, самая первая работница лисятника, «я даже и не думала, что мне когда-то придется, будет кормить лисиц и ухаживать за ними. Так я стала работать кормачом в лисятнике. Состояла она из шести отделений. У каждого работника  бригады было 42 питомца (36 самок и 6 самцов)». «Материалы моего исследования можно использовать на уроках истории, для проведения внеклассных мероприятий, в  краеведческой  работе. Большую помощь мне оказала мой руководитель Нина Васильевна Попошева».
Ирбис Кузуков из Тюнгурской школы со своим руководителем Оксаной Матвеевой накануне 50-летнего юбилея школы решили систематизировать материалы по ее истории. «В нашей стране десятки тысяч школ, и у каждой – своя неповторимая история, свое особое лицо. Какова же судьба нашей школы? Мы заинтересовались, какой была Тюнгурская школа  в прошлом? Сколько детских голосов помнят её стены? Кто в ней учился и работал? Какими достижениями, замечательными людьми, традициями богата история нашей школы? – рассказывает Ирбис. – Тюнгурской школе осенью 2018 года  исполнится 50 лет. Моя тётя, Сатушева Мария Николаевна, была в числе первых выпускниц школы. Школа дала нашему обществу  людей, чьими именами мы гордимся. Она имеет свои славные традиции и свою богатую, интересную историю. В ходе нашего исследования мы систематизировали материалы о истории школы, благодаря воспоминаниям учителей и выпускников, архиву школы, Интернету. Мы узнали, кто работал в нашей  школе,  руководил ею, какие традиции сохранились.
Учащийся Усть-Коксинской школы Петр Иванов в номинации «Родословие» рассказывает о судьбе своего прапрадеда Егора Федоровича Черепанова и его семье, испытавших на себе жернова репрессий. Петр с помощью своего руководителя Надежды Сухотериной собрал много интересного о жизни прапрадеда, нашел сохранившиеся объекты, отражающие историю рода, записал воспоминания родных, близких и очевидцев о прошлом и настоящем рода Черепановых и других родственниках. Выяснил причины массового репрессирования людей и старообрядцев  в 30-е годы XX века. Познакомил нас с историей заселения Уймонской долины старообрядцами. «Пришли колхозы, начался террор, голод, разруха, аресты, ссылки. В 30-е годы лучшие и наиболее крепкие  семьи  были подвергнуты раскулачиванию, а затем арестам и ссылкам. Под эту машину по уничтожению людей попал и мой прапрадед. Егора Федоровича Черепанова и его семью репрессировали дважды. Первый раз его приговорили к расстрелу в 1930 году с конфискацией имущества. Однако, приговор был обжалован в ЦК Москвы, и расстрел был заменен на  ссылку в исправительно-трудовой  лагерь. Затем вместе со всей семьей  сослали в Нарым (Томская губерния), т.к. он был кулак и кержацкий начетчик. Мне удалось найти дом Е.Ф. Черепанова в с. Верх-Уймон, в котором он проживал вместе с семьей до конфискации 1930 г., – говорит Петр. – В Книге Памяти жертв политических репрессий РА в списке репрессированных я не нашел фамилию своего прапрадеда. В октябре 2017 года мы с мамой направили заявление в МВД РА с просьбой выдать справку о реабилитации на Егора Федоровича, но ответа пока нет. На весенних каникулах мы намереваемся поехать в г. Барнаул и попытаться получить свидетельство о смерти Е.Ф. Черепанова. Моей семье предстоит ходатайствовать перед Госсобранием–Эл Курултай РА о внесении в Книгу Памяти жертв политических репрессий РА имя Егора Федоровича Черепанова, согласно  документов, хранящихся в архиве ФСБ г. Барнаула, и получить документы о реабилитации. Мой прадед был реабилитирован спустя 52 года после смерти. Также я  собрал сведения о родственниках и  составил генеалогическое древо до 5-го колена».
Все работы интересны и содержательны, каждая сопровождается красочной презентацией. Надеемся, что на этом этапе ребята не остановятся и продолжат исследовательскую деятельность.
Айна ТАНАШЕВА.
 

Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Официальный сайт МО "Усть-Коксинский район" Республики Алтай

Официальный сайт Правительства Республики Алтай