«Рига-11» (мопед): технические характеристики и особенности
Известный в советские времена мотоциклетный завод «Саркана Звайгзне» в Риге, специализирующийся на производстве легких мопедов. В то время они были одними из лучших в своем классе. Одиннадцатая модель пришла на смену седьмой серии. Единственным изменением стал установленный сзади топливный бак на шасси, что облегчило спуск с горы. В качестве силового агрегата техника оснащалась двухтактным двигателем мощностью 1,2 лошадиных силы, объемом сорок пять с половиной кубических сантиметров. При воздушном охлаждении двигателя аппарат развивал скорость до пятидесяти километров в час.
«Рига-11»: технические характеристики
Ниже приведены основные параметры рассматриваемого мопеда:
- показатель ограничения проектной скорости — сорок километров в час;
- тормозной блок — барабанный с индивидуальным приводом на каждое колесо;
- шаг — 1 200 миллиметров;
- вес 45 килограмм при максимально возможной нагрузке 100 кг;
- тип каркаса — дорсальная сварная конструкция.
- передняя подвеска — телескопическая вилка с пружинными амортизаторами;
- длина / ширина / высота — 1,97 / 0,75 / 1,15 метра;
- аналогичный задний элемент жесткого типа;
«Рига-11» — мопед, выпускаемый с размером шин 2,25 на 19 дюймов.
Силовая установка
Что касается двигателя этого автомобиля, то можно отметить следующее:
- охлаждение — воздушное с обдувом камеры (кривошипное устройство);
- степень сжатия — 6, при скорости хода поршня 4,4 сантиметра;
- его рабочий объем — сорок пять кубических сантиметров;
- двухтактный карбюраторный двигатель марки Д-6;
- на максимальном КПД двигатель выдает 1,2 лошадиные силы при четырех с половиной тысячах оборотов в минуту.
- размер цилиндра 38 миллиметров;
Советский мопед оснащен одноступенчатой коробкой передач, двухдисковым сцеплением и достигает крутящего момента до 29 Н · м. Силовой агрегат запускается поворотом педалей. Блок розжига представляет собой магнитную систему. Сброс отходов осуществляется через глушитель с дроссельными заслонками. При передаточном числе 4,2 такой же калибр цепной передачи составляет 4,1 (используется карбюратор К-34).
Особенности
«Рига-11» — мопед, имевший некоторые усовершенствования по сравнению с предыдущими аналогичными моделями. Каркас хребта состоит из центральной трубы, к которой приварены фиксаторы передней вилки, двигателя и некоторых других деталей. Он стал жестче и выносливее. Рассматриваемый советский мопед был первой модификацией, оснащенной хребтовой рамой.
Самым слабым звеном в конструкции автомобиля являются колеса. Однако по сравнению с седьмым вариантом они получили большее поперечное сечение и не так быстро деформировались при движении по ухабистой дороге с выбоинами. Сама конструкция колес осталась без изменений.
Высокий руль обеспечивает удобную посадку для водителя и фиксируется парой стопорных элементов с гайками. Это решение позволяет быстро и надежно менять его положение. Рычаги сцепления и переднего тормоза оснащены шариковыми головками для предотвращения травм при падении.
Устройство других узлов
Седло было улучшено. Его коробка стала мощнее и толщина подушки тоже увеличилась. Это решение позволило сделать посадку машиниста более комфортной и увеличить полезное пространство для хранения инструмента. Пружина сиденья закреплена новыми элементами для обеспечения надежности всей сборки.
Топливный бак вместе с багажным отделением расположен в задней части мопеда, образуя внушительную платформу, способную выдержать 15-20 кг груза. Объем топливного бака — четыре литра. Этого запаса хватит примерно на двести километров.
Благодаря большому запасу хода «Рига-11» — мопед, завоевавший популярность как у горожан, так и у жителей сельской местности. Двигатель остался прежним, но цепь сделана в новой версии, более прочной и устойчивой. За счет широких покрышек двигатель сместили на семь миллиметров вправо от симметричной точки рамы. Это позволило разместить переднюю и заднюю звездочки в одной плоскости.
Запчасти для мопедов «Рига-11»
Расходники на рассматриваемую технику сейчас найти довольно проблематично. Это касается оригинальных запчастей. Собрать или заказать аналоговые вариации реально, так как они просты и неприхотливы.
При серийном производстве мопеда запасных частей хватало. Многие пользователи самостоятельно исследовали двигатель и другие компоненты, пытаясь улучшить или отремонтировать их. Это вполне под силу человеку, имеющему минимальные знания устройства двухколесных агрегатов.
Отзывы потребителей
Владельцы данной техники помнят, что «Рига-11» — это мопед, ставший сбывшейся детской мечтой. Его простота и невысокая цена, наряду с модернизацией, стали определяющими факторами популярности этого транспорта в городах и селах по всей стране.
Из достоинств автомобиля отмечены следующие:
- обновленное седло;
- прочный и практичный каркас мопеда.
- более устойчивые широкие колеса;
Теперь пользователи больше ностальгируют по тем моментам, когда они могли починить весь механизм своими руками и гордиться этим. В наше время это транспортное средство в первую очередь служит музейным экспонатом или памятной редкостью.
Ближайшие конкуренты
Среди мопедов того времени «Рига-11» не имела конкурентов в своем классе. Популярные агрегаты от того же производителя с индексами 7, 12 и 16. От одиннадцатой модификации они отличались расположением бензобака, рамной конструкцией, шириной колес и некоторыми доработками двигателя. В остальном мопеды были практически идентичны.
Среди других советских производителей, производящих конкурентоспособное оборудование, — Карпаты и Верховина. Стоит отметить, что многие части мопедов были взаимозаменяемыми, простыми в использовании, обслуживании и ремонте.
Заключение
Подводя итоги, можно отметить, что «Рига-11» — мопед, который пользовался популярностью не только у горожан, но и у сельских жителей. Это связано с широкими колесами и приличной вместимостью багажника, что позволяло перевозить до двадцати килограммов груза по плохим дорогам со скоростью около сорока километров в час.
Рассматриваемая машина была первой легкой двухколесной машиной, которая была оснащена шасси колонного типа. Кроме того, сиденье, а также рычаги сцепления и тормоза были переработаны, чтобы повысить безопасность и комфорт сидения.