Не работает вентилятор охлаждения. Причины, ремонт

Любой двигатель внутреннего сгорания требует адекватного охлаждения. Без него двигатель просто перегревается, в результате чего движущиеся элементы моментально выходят из строя. Двигатели современных автомобилей оснащены системой жидкостного охлаждения, обеспечивающей постоянную циркуляцию охлаждающей жидкости (охлаждающей жидкости), получаемой за счет работы водяного насоса (помпы). Какая бы охлаждающая жидкость ни использовалась в двигателе, ее продолжительный нагрев обязательно приведет к закипанию. Чтобы избежать этого процесса, в системе охлаждения используется радиатор. Это система тонких трубок со специальными лопастями, увеличивающими площадь кулера.

При движении автомобиля воздушный поток попадает на рабочую поверхность радиатора и проходит между ребрами, охлаждая металл. Таким образом, температура охлаждающей жидкости постепенно снижается.

Однако радиатор самостоятельно не справляется с перегревом, особенно если автомобиль стоит на месте или движется с небольшой скоростью. В этом ему помогает электрический вентилятор, который автоматически включается, когда охлаждающая жидкость достигает определенной температуры. Вентилятор охлаждения не работаетВ случае выхода из строя двигатель неизбежно перегреется со всеми вытекающими отсюда последствиями. В этой статье мы поговорим о возможных причинах, по которым охлаждающий вентилятор не включается, а также о том, как определить и исправить связанные проблемы.

Что представляет собой вентилятор радиатора

Для начала отметим, что вся представленная информация больше предназначена для владельцев ВАЗа, хотя может быть полезна и водителям иномарок.

Вентилятор охлаждения ВАЗ — это обычный электродвигатель, питаемый от бортовой сети автомобиля напряжением 12 В. Его вал снабжен крыльчаткой, которая формирует мощный поток воздуха и направляет его на рабочую поверхность радиатора. Спереди на специальной раме (станине) крепится вентилятор. Сзади он защищен решеткой радиатора.

Большинство автомобилей ВАЗ оснащены вентилятором. Но бывают и исключения. Например, вентилятор охлаждения НИВА имеет два независимых электродвигателя крыльчатки, которые включаются одновременно. Это нужно для того, чтобы двигатель отечественного внедорожника быстрее остыл.Вентилятор охлаждения не включается

Как включается вентилятор

Включение устройства отличается в разных моделях. В автомобилях с карбюраторными двигателями он запускается после того, как охлаждающая жидкость достигает определенной температуры (105-107 ° C) и срабатывает датчик переключателя вентилятора (не путать с датчиком температуры охлаждающей жидкости), который посылает сигнал на реле. Замыкает электрическую цепь, подающую питание на электродвигатель.

Схема вентилятора охлаждения инжекторных автомобилей немного отличается. Здесь все управляется электронным блоком. Информация с датчика зажигания сначала анализируется контроллером, а уже потом передается на реле.

Возможные неисправности вентилятора

Если температура жидкости достигла критического уровня, но вентилятор охлаждения радиатора не работает, где-то есть проблема. Наша работа с вами — найти и устранить его. Сообщаем о наиболее частых неисправностях, из-за которых не работает охлаждающий вентилятор. Их не так много.Предохранитель вентилятора охлаждения

  1. Двигатель вентилятора вышел из строя.
  2. Нарушена целостность проводки, которая питает электродвигатель или подключает выключатель вентилятора.
  3. Плохой контакт в разъемах двигателя или датчика.
  4. Перегорел предохранитель вентилятора охлаждения.
  5. Неисправное реле переключателя вентилятора.
  6. Неисправный датчик.
  7. Неисправность предохранительного клапана расширительного бачка.

Проверяем электродвигатель

Если охлаждающий вентилятор не работает, первым делом необходимо проверить его привод (электродвигатель). Это легко сделать. Просто возьмите два провода, подключите их к вентилятору и запитайте их напрямую от аккумулятора. Если запускается, проблема не в этом. Надо искать дальше. Параллельно можно проверить контакты в разъеме мотора. Иногда бывает, что проблема кроется именно в них. Попадание грязи и пыли, а также окисление металлических поверхностей могут вызвать плохой контакт.

Если после подключения к АКБ электродвигатель не запускается, скорее всего, это он вышел из строя. Это может быть связано с:

  • короткое замыкание обмоток ротора или якоря.
  • разрушение коллектора;
  • изношенные кисти;

В первом случае просто замените щетки на новые, и мотор вентилятора будет работать как новый. В случае разрушения коллектора или короткого замыкания обмоток ремонт может не помочь.Вентилятор охлаждения не работает

Проверяем проводку

Еще одна частая неисправность, из-за которой не включается охлаждающий вентилятор — нарушение целостности проводки. Это может быть обрыв провода или замыкание на массу. Проверить схему можно с помощью обычного автомобильного тестера, включенного в режиме детектора. В этом случае следует «прозвонить» не только провод от датчика к контроллеру, но и проводку, соединяющую контроллер с предохранителем, предохранитель с реле, реле с электродвигателем.

Проверяем предохранитель и реле включения вентилятора

Если с проводкой все в порядке, переходите к другому оборудованию. Сначала проверьте предохранитель вентилятора охлаждения. Обычно он находится в монтажном блоке под капотом автомобиля и имеет маркировку F7. Проверяем тем же автомобильным тестером. Если предохранитель исправен, продолжайте. Ищем реле для включения вентилятора. Он расположен под правой крышкой центральной консоли. Есть три реле. Определиться с подходящей поможет инструкция по эксплуатации автомобиля, так как разные модели занимают разное положение.

Но как проверить реле? Определить их работоспособность в «полевых» условиях практически невозможно. Проще взять соседнее реле (если его параметры совпадают) и установить его в нужный слот.Вентилятор охлаждения Нива

Тестируем датчик включения вентилятора

Следующей причиной неработоспособности охлаждающего вентилятора может быть неисправный датчик. Выход из строя этого элемента — не редкость. Точно определить, что датчик сломался, можно только в автомобиле с инжекторным двигателем. Если отключить его от электросети, то электронный блок управления воспримет это как неисправность системы и запустит вентилятор в аварийном режиме.

Проверка проводится следующим образом. Прогреваем машину до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не достигнет 100 ° С, после чего заглушаем двигатель, поднимаем капот и отключаем датчик, отсоединив на нем разъем. После этого запускаем двигатель. Если вентилятор включается, проблема с датчиком.

К сожалению, на автомобилях с карбюраторными двигателями такая проверка невозможна. Здесь можно определить работоспособность датчика зажигания вентилятора, только заменив его на новый и прогревая двигатель до рабочей температуры.

Меняем предохранительный клапан

Есть еще одна неисправность, которая может вызвать сбой в работе системы. Если вентилятор охлаждения не работает даже после подтверждения работы всех перечисленных элементов цепи, стоит проверить предохранительный клапан на расширительном бачке.Контур охлаждающего вентилятора

Роль этого клапана — поддерживать рабочее давление в системе выше атмосферного. Это необходимо для того, чтобы вода, входящая в состав теплоносителя, не закипала при нагревании до 100 ° С. При выходе из строя предохранительного клапана давление в системе сравняется с атмосферным, и жидкость закипит, достигнув отметки кипящая вода.

Датчик зажигания, как уже было сказано, может загореться только при 105-107 0С. Следовательно, у нас кипит охлаждающая жидкость, но вентилятор работать не будет.

Как проверяется предохранительный клапан? Дома это невозможно. Новый клапан легче купить, тем более что он стоит копейки.

Полезные советы

Напоследок прочтите полезные советы, которые позволят вам если не избежать проблем со своевременным включением охлаждающего вентилятора, то хотя бы немного исправить ситуацию.Вентилятор охлаждения ВАЗ

  1. Систематически проверяйте работу всех элементов системы охлаждения. Обратите внимание на показания температуры охлаждающей жидкости на приборной панели, а также послушайте, включается ли вентилятор.
  2. Следите за уровнем охлаждающей жидкости в системе. Замени его вовремя.
  3. Не реже одного раза в год промывайте крышку расширительного бачка под проточной водой. Это решение продлит срок службы предохранительного клапана.
  4. При малейшей неисправности системы охлаждения прекратите движение и примите меры по устранению неисправности.
  5. Если вентилятор охлаждения не работает из-за неисправности датчика, предохранителя или реле и эта неисправность удивила вас на улице, отключите датчик (для форсунки) или подключите электропривод напрямую к бортовой сети (для карбюратора). Это позволит вам добраться до ближайшей заправочной станции без риска перегрева двигателя.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть