Автомобиль «Хорьх»: история известной марки
Многогранная и насыщенная история известной автомобильной марки «Хорьх» берет свое начало в 19 веке. 14 ноября 1899 года талантливый немецкий инженер Август Хорх основал в Кельне собственную автомобильную компанию Horch & Cie. Motorwagen Werke. Спустя год был выпущен первый автомобиль марки Horch, который отличался дизайнерскими нововведениями. Впоследствии Август Хорьх стал одним из первых известных автомобильных дизайнеров в мире.
Аугуст Хорьх
Будущий талантливый инженер и успешный предприниматель родился 12 октября 1868 года в городе Виннинген в семье кузнеца. Семья Августа Хорша не могла похвастаться богатством, и поэтому ему приходилось работать с 13 лет. Сменив разные профессии, решительный и сварливый Хорьх не был вдохновлен ни одним из них, и в 1888 году он решил поступить в Саксонскую инженерную школу. Компенсируя недостаток знаний, настойчивый молодой человек успешно окончил учебное заведение и устроился сначала на литейный завод, а затем в конструкторский отдел судостроительной компании, где впервые столкнулся с двигателями внутреннего сгорания.
Его жизнь резко изменилась после того, как он начал гонять на мотоциклах в 1896 году. В то время этот автомобиль был чудом техники. Хорьх много расспрашивал механиков о мотоциклах и вечером решил написать письмо с подробной информацией о себе и просьбой о работе в Benz. Не ожидая быстрого ответа, Август был приятно удивлен, когда вскоре получил известие о том, что он принят и должен немедленно приступить к работе. 27-летний Хорьх был назначен помощником начальника моторного отдела, но через четыре месяца благодаря стараниям он стал руководить автомобильным производством.
Основание компании
Карл Бенц был слишком консервативен для амбициозного молодого немца, и в 1899 году Август Хорьх при финансовой поддержке богатого бизнесмена в пригороде Кельна Эренфельде открыл Horch & Cie. Motorwagen Werke. Вначале небольшая компания со штатом из 11 человек занималась исключительно ремонтом других автомобилей. Но через год после основания компании появился первый автомобиль Horch с 5-литровым двухцилиндровым двигателем. Было положено начало истории Хорьха. Пресса все еще обсуждала новый автомобиль, когда компания уже выпустила вторую модель: первый автомобиль с карданным приводом в Германии.
Первые автомобили
Первые две модели Horch, выпущенные до 1901 года, имели мощность 5 и 10 л.с. Эти автомобили оснащались двухцилиндровыми двигателями, расположенными спереди. В первой модели (4-15 л.с.) задние ведущие колеса приводились в движение ременной передачей. Во второй модели (10-16 л.с.) впервые в Германии привод осуществлялся карданным приводом. Главным конструктивным достоинством ранних автомобилей Horch была коробка передач, размещенная в едином блоке вместе с главной передачей. В то время это было революционное решение.
Кузов был открытого типа, работа вагонной мастерской. Освещение обеспечивали свечные фонари. В отличие от мощных автомобилей более поздних лет, первый Horch едва достиг максимальной скорости 32 км / ч. Однако в то время это был значительный показатель. В автомобилях использовалось фрикционное сцепление. Первое фото «Хорьха» ниже наглядно демонстрирует это.
Путь к успеху
От заказчиков на новый автомобиль «Хорьх» с рабочим объемом 10-12 литров вместе с бесшумной коробкой и не было отбоя. Штат вырос до девяноста человек. Для работы над двигателем был вызван талантливый инженер Фриц Зайдель. В рамках прежней структуры компании стало тесно, и в 1902 году производство было перенесено в Райхенбах, а через два года в Цвикау (Саксония), где компания была преобразована в акционерное общество с внушительным уставным капиталом, при этом 140 тысяч марок время.
Первая модель, вышедшая из нового производства, отличалась большим количеством дизайнерских новшеств. Он был оснащен новой бесшумной трансмиссией с шестернями из высоколегированной хромоникелевой стали. Сцепление располагалось между коробкой передач и двигателем. Крутящий момент передавался на задний ведущий мост через карданную передачу. В 1906 году автомобиль Horch впервые выиграл гонку, что принесло компании еще большую популярность и еще больше заказов. В этом же году новые модели Horch представлены на автосалонах в Берлине и Париже. Годом позже была представлена люксовая модель с восьмилитровым шестицилиндровым двигателем мощностью 60 л.с., первым владельцем которой стал султан индонезийского острова Ява.
Четыре кольца – четыре бренда
Новаторский подход Августа Хорша и постоянный поиск новых решений в автомобильном дизайне требовали постоянных финансовых вложений. Это никоим образом не обрадовало акционеров и привело к продолжающимся разногласиям. Лучшей рекламой бренда Хорьх считал участие в автоспорте. Автомобили компании становились постоянными участниками соревнований, и конструктор часто садился за руль сам.
Мир скорости требует постоянных инвестиций и роста. Таким образом, в 1906 году компания выпустила новую модель ZD. Немецкий автомобиль «Horch ZD» с 5,8-литровым двигателем и легким спортивным кузовом был специально собран для участия в престижных гонках Генриха Прусского. Плохая результативность в гонке привела к обострению и без того непростых отношений с акционерами, крайне недовольными продажами предыдущей модели Horch Z. Упрямый дизайнер отклонил любые компромиссные предложения, полностью отстаивая свою точку зрения. В результате летом 1909 года под давлением акционеров Хорьх покинул основанную им компанию, но месяц спустя August Horch Automobilwerke GmbH зарегистрировал новую компанию в самом Цвикау.
Две компании с почти одинаковыми названиями и практически по одному пути разозлили владельцев предыдущей компании. После суда, который Хорьх проиграл, встал вопрос о новом имени. Во время обсуждения этого вопроса в доме своего друга сын хозяина, изучавший латынь, просто перевел Хорьх с немецкого на латынь. Так появилось название Audi, а затем и компания Audi Automobilwerke GmbH.
Знакомые сегодня четыре кольца AUDI появились намного позже. Под влиянием экономического кризиса в начале 1930-х годов четыре компании решили объединиться в единую компанию Auto Union AG. В состав группы входят Horch, Audi, Wanderer и DKW. Эмблема в виде четырех колец символизировала объединение этих четырех компаний и должна была присутствовать на всех автомобилях компании. Horch и Audi производили автомобили класса люкс, Wanderer — средний класс, DKW — бюджетные и малолитражки. Существует заблуждение, что автомобиль Horch — это то же самое, что и Audi, только со временем переименованный. Дело в том, что через некоторое время трое из четырех представителей концерна прекратили свое существование. Осталась только Audi, унаследовавшая эмблему.
Самые популярные модели
Самыми популярными моделями Horch по праву считаются автомобили с четырехцилиндровыми двигателями среднего рабочего объема. Продажи автомобилей с двигателем большего объема (спортивные, представительские) всегда были ниже по нескольким причинам. Исключение составили модели, выпускавшиеся с 1937 по 1940 год (851/853 / 853A / 855/951 / 951A). Именно эти солидные представительские автомобили запомнились как символ марки Horch. Автомобиль (фото 1939 года подтверждает это) выглядел великолепно.
Помимо производства гражданских автомобилей, Horch имел значительный опыт в производстве военной техники. Одним из самых известных является средний многоцелевой автомобиль повышенной проходимости «Хорьх 901». Эта машина производилась с 1937 по 1940 год в рамках целевой программы Вермахта по оснащению армии полноприводными машинами трех типов: легкой, средней и тяжелой.
Послевоенный закат компании
С середины 1930-х годов руководство компанией Август Хорьх было формальным. Он все активнее вовлекался в общественную деятельность, занимал множество важных должностей. После войны город Цвикау остался на территории, контролируемой Советским Союзом. Предприятия были национализированы и вошли в состав IFA, хотя какое-то время под маркой Horch еще оставались автомобили, например, представительская модель 930S.
Автомобили Хорьх в хронологическом порядке
Ассортимент гражданских автомобилей по годам представлен в таблице ниже.
Годы выпуска |
Шаблон |
Двигатель и количество цилиндров |
Рабочий объем, л |
1900–1904 |
4-15 л.с |
Онлайн, 2 |
|
10-16 л.с |
П, 2 |
||
22-30 л.с |
Онлайн, 4 |
2,6 |
|
1904-1910 гг |
18/25 л.с |
П, 4 |
2,7 |
14-20 л.с |
П, 4 |
2.3 |
|
23/50 л.с |
П, 4 |
5,8 |
|
26/65 л.с |
R, 8 |
7,8 |
|
1909-1914 гг |
25/60 л.с |
П, 4 |
6.4 |
10/30 л.с |
П, 4 |
2,6 |
|
K (12/30 CV) |
П, 4 |
3.2 |
|
15/30 л.с |
П, 4 |
2,6 |
|
Пони (5/14 PS) |
П, 4 |
1.3 |
|
1910-1919 |
H (17/45 CV) |
П, 4 |
4.2 |
1911-1922 гг |
6/18 л.с |
П, 4 |
1.6 |
8/24 л.с |
П, 4 |
2.0 |
|
O (14/40 CV) |
П, 4 |
3.5 |
|
1914-1922 гг |
25/60 л.с |
П, 4 |
6.4 |
18/50 л.с |
П, 4 |
4,7 |
|
S (33/80 CV) |
П, 4 |
8,5 |
|
1922-1924 гг |
10 M 20 (10/35 л.с) |
П, 4 |
2,6 |
1924-1926 гг |
10 M 25 (10/50 л.с) |
П, 4 |
2,6 |
1926-1927 гг |
Тип 303/304 (12/60 л.с) |
Онлайн, 8 |
3.1 |
1927-1928 гг |
Тип 305/306 (13/65 л.с) |
R, 8 |
3,4 |
1928-1931 гг |
Тип 350/375/400/405 (16/80 л.с) |
R, 8 |
3,95 |
1931-1935 гг |
Тип 430 |
R, 8 |
3.1 |
Тип 410/440/710 |
R, 8 |
4.0 |
|
Тип 420/450/470/720/750 / 750B |
R, 8 |
4.5 |
|
Тип 480/500 / 500A / 500B / 780 / 780B |
R, 8 |
4,95 |
|
Тип 600/670 |
V12 |
6.0 |
|
830 |
V8 |
3.0 |
|
1935-1937 гг |
830B |
V8 |
3,25 |
830Bk / 830BL |
V8 |
3.5 |
|
850/850 Спорт |
R, 8 |
4,95 |
|
1937-1940 гг |
830BL / 930 В |
V8 |
3.5 |
830BL / 930 В |
V8 |
3.8 |
|
851/853 / 853A / 855/951 / 951A |
R, 8 |
4,95 |
Теперь вы знаете историю этих фантастических машин и их талантливого создателя.