Коксинская роща

Стрелка - слияние рек Кокса и Катунь. 

гора Белуха - самая высокая точка Сибири. Высота - 4506 м.

В поисках Беловодья. Подробнее

  •  
  •  
  •  
  •  

Уймонские вести - всегда с вами вместе!

« Назад

Ты можешь сам 06 01 2017 16:45

ty-mozhesh1.jpgНа работе взрослые люди проводят ни много ни мало половину жизни, если не считать часы сна. Только подумать – полжизни!  Насколько же важно, чтобы работа радовала человека, а не превращалась в постылый заработок. Люди, которые выбрали работу по душе, действительно счастливы, это не сказка. Но кто поможет совершить правильный выбор? Особенно, если твоё детство проходит в небольшом селе. Трактор, школа, почта, магазин или своё хозяйство – вот и всё разнообразие…
ty-mozhesh2.jpgА ведь жизнь на самом деле нередко преподносит удивительные истории о том, как люди организуют что-нибудь с нуля или даже изобретают совершенно новый бизнес. Иные уезжают далеко, стремясь попасть в уникальные обсерватории или дельфинарии, а потом становятся настолько знамениты в своей профессии, что у них на родине впору создавать музеи. Счастливых судеб немало, но чтобы построить их, необходимо мыслить широко, не бояться выйти за привычные рамки. Кто-то должен подсказать человеку путь такого поиска – и лучше, если в детстве.
ty-mozhesh3.jpgВерх-Уймонская средняя школа ещё в прошлом учебном году задумалась об уроках по профориентации – и решила пригласить на помощь Сибирское Рериховское Общество. Возможно, импульсом к такому решению стала художественная студия СибРО «Жарки», воспитанники которой под руководством И.И. Серебровой уже давно учатся росписи по дереву, участвуют в выставках. Или же вспомнились уроки на нестандартные воспитательные темы. Так или иначе, с тех пор в школе состоялся ряд занятий, и каких! Добровольцы из разных городов приезжают в село, чтобы рассказать ребятам о своей профессии.
ty-mozhesh4.jpgНачалось с профессии провизора-фармацевта, которую представила сотрудник Московского филиала СибРО Елена Геннадьевна Коняева. Ребята узнали об истории развития аптечного дела, о появлении первых аптек в России, о том, чем отличается провизор от фармацевта. Особое внимание было уделено вопросу обучения специальности в регионе и применения знаний в различных видах аптек. Елена Геннадьевна особо подчеркнула черты характера, которыми должен обладать человек, посвятивший себя служению больным людям: милосердие, сострадание, отзывчивость, доброта. Не менее важными оказались внимательность, чёткость выполнения указанных в рецепте действий. На практической части урока школьники рассматривали ручные аптечные весы, определяли по формуле, что находится в специальной аптечной посуде – ступке, толкли соль, которая, оказывается, тоже является лекарственным средством. Учились готовить специальный  кулёк для порошка – «капсулу». Ребята пятого и шестого класса получил в подарок витаминный сбор, состоящий из сухих плодов шиповника и яблок, из которого дома готовили настой для укрепления иммунитета всей семьи.
ty-mozhesh5.jpgЭстафету профессионалов принял новосибирский специалист в типографском и багетном деле Алексей Леонидович Цыганков. От него школьники узнали о том, как делают бумагу, как печатают газеты и книги, чем занимаются переплетчики, какие бывают виды переплётов. Своими руками ребята изготовили папки, которые можно использовать для фотографий. А позже для всех желающих был проведён основательный мастер-класс по изготовлению полноценной книги в домашних условиях. Ребята с большим энтузиазмом занимались почти четыре часа и освоили операции от сборки и прошивки тетрадей книги до изготовления переплётной крышки. Теперь в их личной библиотеке есть книга Л.Н. Толстого «Притчи», которую они сделали своими руками.
Тем временем Юлия Викторовна Цыганкова, экскурсии которой обожают малыши, разработала занятие по минералогии для детского сада. В Музей Н.К. Рериха как раз тогда поступил новый минералогический экспонат — янтарь. Дошколята не только первыми увидели солнечный камень, но и смогли подержать его в руках, прежде чем его поместили в витрину. Смотрели фильм Студии СибРО «Сказ о янтаре» по произведению Н.Д. Спириной. Большое оживление вызвал опыт: янтарь, опускаясь на дно в пресной воде, в солёной поднимается на поверхность. В конце занятия его участникам передали несколько образцов минералов: горный хрусталь, аметист, яшма, янтарь и другие, которые теперь составят мини-коллекцию и будут находиться в детском саду.
В октябре с темой «Оптическая микроскопия или микромир» в школу прибыл Владимир Ильич Вдовин, кандидат физико-математических наук, сотрудник Института физики полупроводников СО РАН. Он  знакомил детей с разными видами микроскопов, рассказывал, какие открытия, сделанные с помощью микроскопа, используются в нашей современной жизни. Все могли посмотреть в профессиональный стереомикроскоп, который Владимир Ильич привез из своей лаборатории. В практической части занятия были задействованы и школьные микроскопы. Дети наблюдали репейник и известную застежку-липучку, которая была изобретена по принципу цепкого репейника, изучали иглы крапивы, рассмотрели в воде, которая собирается в бочках для полива, инфузорий-туфелек и многое другое.
В это же время для младших классов А.Л. Цыганков проводил практическое занятие «История маленькой коробочки» – дети узнали, как делают упаковку для различных товаров, и своими руками изготовили коробочку для одной конфеты.
А к ноябрю «эстафета специалистов» добралась до автора этих строк. Узнав, что за моими плечами – неоднократная организация школьных газет и литературных кружков, попросили провести занятие по журналистике. Но в этой профессии нет ни увлекательных микроскопов, ни весов с гирьками. Газетные макеты на миллиметровой бумаге давно уже не рисуют, а сочинить статью всего за часть урока – экстремальный срок даже для профессионала. Без подготовки предложить снимать на камеру интервью – баловство, просто так рассказывать о журналистских приключениях не хотелось. Что же придумать? Наконец вспомнила, что в свои 15 лет смогла быть редактором настоящей типографской газеты благодаря всего нескольким лекциям в Центре детских СМИ – был такой когда-то в городе моего детства, Челябинске. Что, если собрать из тех лекций насыщенное занятие по основным жанрам?
Конечно, волновалась, не слишком ли много собрала в один урок – ведь  в университете тему изучают полгода, если не все пять лет! Но школьники приятно удивили. В каждом из классов находился тот, кто запоминал все быстро произнесённые тонкости – это стало видно во время выполнения практического задания, на которое отводилось всего-то минут десять. Неизвестно, захочет ли кто-то из этих ребят податься в журналисты, но задатки у них определённо есть.
С детьми помладше играли в писательские игры – на построение сюжета, на разработку характеров и мотивов персонажей, на подбор синонимов. Ребятам было весело, но случайного урока, конечно, мало для результата. Идеально было бы собрать группу юных сочинителей и приезжать на денёк с мастер-классами раз в месяц или два в Верх-Уймон или Усть-Коксу (такая возможность есть благодаря перевахтовкам экскурсоводов Музея Н.К. Рериха), - а потом мало-помалу и творческий альманах получился бы. Но для этого нужно, чтобы кто-то на месте взялся найти  заинтересованных в этом ребят и организовать их встречу в дни приездов.
Особенно восхитил нынешний четвертый класс. Каждое занятие открывал экскурсовод СибРО, спрашивая у ребят, кто такой писатель. Почему-то все сразу отвечали, что писатели пишут стихи. И лишь после повторных расспросов упоминали рассказы или сказки. Четвероклашки же разом всплеснулись, как река в половодье:
- Романы! Повести! Легенды! Былины! Песни! Очерки! Пословицы!..
Вот так – даже очерки. На минуту показалось, что мы в столичном гуманитарном лицее…
Между прочим, за окнами уютных, чистых классов то стоял сорокаградусный мороз, то мело – это было в те самые дни, когда перевал Ябоган занесло и многие дороги были перекрыты. Но ни мороз, ни метель не останавливали школьную жизнь, и автобус каждое утро привозил ребят с окрестных сёл Уймонской долины. Для меня это было удивительно, ведь в городе моего детства уроки младшей школе начинали отменять уже при минус 26 градусах – и хотя там другое ощущение холода из-за большей влажности, разница всё-таки впечатляет. Горный Алтай – богатырский край.
В суровых условиях люди больше помогают друг другу, более дружны. Трогательный момент случился в 8 классе, где, выполнив групповое задание, девушки не отправили к доске «делегата», а вышли все вместе и зачитали каждая по одному предложению. Вот это команда!
Под конец этой поездки заведующая Верх-Уймонской библиотекой Т.С. Сосенко организовала «встречу с писателем». Для меня это было большим подарком, тем более что пришедшие девушки действительно помнили и понимали мои книги. Писатель ведь обычно отправляет своих бумажных детей «в большое плавание», не зная, где они найдут пристанище, какие мысли и чувства вызовут… Хотелось бы, чтобы мои персонажи помогали людям строить свою жизнь и делать правильный выбор, но всё равно никогда не знаешь, «чем слово наше отзовётся».
Пожалуй, главное, что мне хотелось сказать всем детям, да впрочем, и взрослым тоже, – вот эти строки, написанные в Верхнем Уймоне:
Ты можешь сам соцветия
полей
Воспеть в картинах, прозе
 и стихах,
И оживёт луч солнца на листах,
И станет краше на твоей земле.
Ты можешь сам. И горы, и леса,
И города, и страны обойти,
И встретить зори на своём пути,
Найти свою мечту
ты сможешь сам.
Понять однажды
ты сумеешь сам:
Заветный край – ни близок,
ни далёк.
Он там, где сердца
 добрый огонёк
Творит и дарит людям чудеса.
Осталось добавить, что следующие занятия по профориентации запланированы на февраль, и гость намечен очень необычный. Какой – этот секрет знает пока только Верх-Уймонская школа.
Екатерина ГРАЧЁВА,
фото автора.
 

Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Официальный сайт МО "Усть-Коксинский район" Республики Алтай

Официальный сайт Правительства Республики Алтай