Коксинская роща

Стрелка - слияние рек Кокса и Катунь. 

гора Белуха - самая высокая точка Сибири. Высота - 4506 м.

В поисках Беловодья. Подробнее

  •  
  •  
  •  
  •  

Уймонские вести - всегда с вами вместе!

« Назад

Если детям хорошо – никакой «синий кит» их не затянет в виртуальную пучину 26 05 2017 14:31

esli3_4.jpg16 мая в Кайтанакской основной общеобразовательной школе состоялась встреча учеников и их родителей из Кайтанака и Мараловодки с уполномоченным по правам ребёнка в Республике Алтай Надеждой Манзыровой.
Вместе с ней приехали помощник уполномоченного по правам ребенка в Республике Алтай Надежда Сазонова, педагог-психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения Анастасия Таскина, представители федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай Галина Власова (начальник отдела), Чейнеш Сулейманова (ведущий специалист-эксперт) и главный специалист-эксперт этого ведомства по взаимодействию со СМИ Елена Тундинова, старший инспектор ПДН отделения МВД России по Усть-Коксинскому району Зарина Слатвинская, начальник информационно-методического отдела управления образования и молодёжной политики МО «Усть-Коксинский район» Валентина Трухманова, а также волонтёры: актриса Национального драматического театра им. П.В. Кучияка Валерия Дударенко, мастер декоративно-прикладного искусства Айя Козырева, певец и музыкант Алексей Чичаков, студенты Усть-Коксинского техникума отраслевых технологий Анастасия Копаница, Юлия Железнова, Геннадий Чулунов.

esli4_3.jpg

esli5_3.jpgРабочую группу всем пришедшим гражданам представила заместитель главы Усть-Коксинского района Тамара Шадрина.

ВОЛОНТЁРСТВО КАК СПОСОБ СПАСЕНИЯ ДЕТЕЙ ОТ СКУКИ

Надежда Манзырова, поприветствовав всех присутствующих, сообщила, что это плановая поездка в рамках исполнения поручения Президента России Владимира Путина (от 1 января 2017 года «О проведении всестороннего анализа практики изъятия несовершеннолетних из семьи с точки зрения избыточно применяемых мер или неправомерного вмешательства в семью» – ред.). В соответствии с этим поручением была сформирована рабочая группа, разработан план профилактических мероприятии по организации досуга детей, чтобы они не оказывались в депрессивном состоянии. «Очень грустно, – сказала Надежда Чанкышевна, – что периодически у нас случаются трагические события».
Одной из действенных профилактических мер она считает развитие в республике волонтёрства. В частности молодёжный фонд «Система» 29-30 июня утроит детский праздник в Усть-Коксе. Чтобы лучше его организовать, принимаются и приветствуются пожелания жителей района.

esli7_2.jpg

esli6_3.jpg

esli8_2.jpgНадежда Манзырова подчеркнула полезность таких фестивальных мероприятий, о них всегда очень хорошо отзываются и детей, и их родители. Но ещё важнее повседневная работа: «надо создавать в школах ансамбли, как это было раньше, проводить как можно чаще спортивные мероприятия, водить на экскурсии, организовывать волонтёрские группы старшеклассников, чтобы отвлечь ребят от компьютеров и прочих гаджетов. Старшеклассники могут помогать многодетным семьям, матерям-одиночкам, например, вскопать огород, покрасить забор и т.д. Волонтёрство – это способ спасения детей от скуки», – расставила акценты Надежда Чанкышевна.
Специалист федеральной службы судебных приставов РА Чейнеш Сулейманова предложила: «Если у кого-то есть вопросы по взысканию алиментов, подходите, ответим и устно, и письменно». А Надежда Манзырова добавила: «Каждое обращение родителя будем отрабатывать, всё будем делать ради защиты детей, в интересах детей».

ВЕСЕЛО, ИНТЕРЕСНО, ПОЛЕЗНО

Присутствующим объяснили, что длинные нравоучительные речи не запланированы, а будут три мастер-класса, беседы с представителями федеральной службы судебных приставов, педагогом-психологом, уполномоченным по правам ребёнка, а также спортивное состязание «Весёлые старты», словом то, что действительно нужно. И ребята разбежались по классам.

esli9_1.jpg

esli10_1.jpg

esli11_1.jpgВ первом кабинете, куда я заглянула, занимались изготовлением кукол-берегинь. Сначала работник ДТиД Айя Козырева пояснила детям их предназначение: «Куклы-берегини были издревле, 1000 лет назад их делали из ниток без узлов, из керамики, из дерева, тряпочек, даже из травы. Мастера делали и делают «Берегинь», чтобы уберечь и защитить что-то или кого-то. Считается, что если повесить такую куклу перед домом – она будет оберегать дом, если в машину – будет охранять в пути». Далее девчата разобрали клубки ниток разного цвета по своему предпочтению и и приступили к работе. Айя неоднократно повторяла: «Что вы в неё вложите, то и будет выполнять». Также мастер объяснила, что кукла не случайно делается без лица, это – чтобы туда не вселился сглаз, злой дух, в которого люди верили испокон веков. Показала: можно сделать куклу-мальчика либо девочку, либо неразлучников (мальчика и девочку, скрепленных вместе). Айя рассказала о них подробнее, потому что дети постарше особенно заинтересовались ими: «Пару кукол – жениха и невесту неразлучников – традиционно делали к свадьбе. Они «узелковые», из ярких лоскутков и ниток, которые связываются, но не сшиваются (как и другие традиционные куклы-обереги славян – М.М.). У этих символичных кукол неразлучников одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе и в беде, и в радости. Причёску можете сделать любую, две косички или «хвостик». Это же ваша кукла».
Пока работа здесь кипела, я переместилась в класс будущих актрис и актёров. Ребята, поначалу немного смущаясь, выполняли задания Валерии Дударенко. Я попала на «энергетический импульс», нужно было кинуть мячик и назвать имя того, кому его кидают. С этим заданием все успешно справились и приступили к следующему…
Из соседнего класса донёсся обворожительный звук флейты (курай – М.М.), не удержалась и побежала туда, чтобы посмотреть, как проводит мастер-класс гордость нашего района Алексей Чичаков.
Оказалось, что многие из присутствующих хорошо осведомлены о творчестве Алексея, в том числе и благодаря публикациям в газете «Уймонские вести». Алексей рассказал ребятам, чем он сейчас занимается: «Пою, активно гастролирую по всему земному шару. Последние гастроли были по городам России. 12 концертов, в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Екатеринбурге, Барнауле, Новосибирске, Кемерово, Томске. Сейчас пропагандирую свою и национальную музыку, культуру народов Алтая. Рассказываю о нас, нашей Уймонской долине, её жителях, её природе. И конечно, о горе Белухе, священной для алтайского народа. Говорю о том, что у алтайская культура очень древняя и самобытная, что у нас много народных обрядов, есть национальные инструменты. В общем, занимаюсь просвещением, рассказываю про нас, людей, живущих в Усть-Коксинском районе.
Сначала просто играл на гитаре и пел, а лет восемь назад увлёкся традиционным алтайским горловым пением (кай – М.М.).
Алексей продемонстрировал уникальные возможности маленького инструмента комус (его также называют варган – М.М.), изготовленного для него японским мастером. Все затихли, из соседних классов прибежали, чтобы послушать «космические» звуки. А когда Алексей исполнил вживую кыргыра (самое низкое звучание в горловом пении) и игру на комусе одновременно, даже мальчишки постарше, которые до этого изображали на лицах некоторый скепсис, восхищенно изумились. За такой метаморфозой очень интересно было наблюдать со стороны.
Потом я снова окунулась в мир актёрского мастерства за соседней стенкой, где теперь весело прыгали, смеялись, повторяя всё за Валерией. Например, при выполнении упражнения «электрический ток» ребята должны были по хлопку изобразить напряжение, а затем по хлопку расслабиться. Ещё девочки и мальчики инсценировали сказку «Иван-царевич и Серый волк». Также Валерия рассказала, чем в дальнейшем можно заниматься, если выбрать профессию актёра или режиссёра. Думаю, ребята получили не только много полезной информации, но и хорошую эмоциональную разрядку, море позитива от общения, смеха и своих успехов.
Пока ребята отдыхали от непростых упражнений, вернулась к мастерицам. Работа подходила к завершению, подрезались лишние ниточки, чувствовалось, что девчата и их мамы вложили в своих Берегинь всё, чтобы будет оберегать их создателей. Судя по настроению, мастерицы были довольны собой. Несомненно, мастер-класс от Айи Козыревой не прошёл впустую. Возможно, для кого-то это ремесло станет профессией. Но и в качестве профилактического успокоительного тренинга – это тоже замечательное занятие.
Когда ноги перенесли меня в «музыкальную студию», откуда доносились звуки гитары, ненароком услышала мальчишеский шёпоток: «Кла-а-ассс!». Желающих послушать живую музыку становилось всё больше и больше. Стало ясно, что без музыки нам никуда. Под музыку мы спим, кушаем, танцуем, думаем и т. д. Неудивительно, что желающих изучать азы музыкального искусства среди пришедших оказалось так много. Алексей то рассказывал о национальных инструментах, то показывал, как на них играть, чтобы правильно звучали шоор, флейты, каримы, топшуур, комус и гитара, то ещё и пел. «Кто заинтересуется, обращайтесь, подскажу, что нужно делать дальше, чтобы совершенствовать инсполнительское мастерство», – подвёл черту Алексей Чичаков.

ОПАСНОСТИ ИНТЕРНЕТА

Тем временем Надежда Манзырова беседовала со взрослыми о проблемах многодетных и малообеспеченных семей, начав, пожалуй, с самой важной – как уберечь несовершеннолетних, которых в Интернете разные подлые люди подбивают к суициду. «Случаи принуждения к самоубийству детей через Интернет – вызов всем нам, взрослым, родителям, педагогам. Каждый родитель должен спросить себя: доверяет ли мне мой ребенок? Знаю ли я, с кем он общается в Интернете и что его интересует? Погружённость в виртуальное общение в социальных сетях детей затягивает. Интернет заполнен ресурсами, внедряющими в детскую среду суицидальную субкультуру, склоняющими несовершеннолетних пользователей к потреблению наркотиков и других психоактивных веществ...»
Надежда Чанкышевна напомнила, что запретное у подростков часто вызывает повышенный интерес, и этим пользуются создатели преступных групп в социальных сетях, создавая ореол таинственности, раздавая некие «секретные задания» и тем самым заманивая детей. В России 70% населения пользуются Интернетом, а подростки в возрасте 15-16 лет – практически все 100%. Каждый восьмой в будни проводит в Интернете более пяти часов, а 3% буквально живут в Интернете. И простым запретом доступа в Интернет проблему не решить. Нужна повседневная тактичная работа с подростками дома и в школе. В 9 из 10 случаев суициду несовершеннолетних предшествовали изменения в поведении подростков: затяжные депрессии, вспышки гнева, кто-то, вдруг начинал собирать вещи, как в дальнее путешествие, писать прощальные сообщения в соцсетях... Почему на это не обратили внимание окружающие их взрослые, прежде всего родители?
Беда современных детей в неумении разграничить виртуальную реальность и реальную жизнь. И если нет психологической помощи от специалистов, понимания их психологических проблем и поддержки от родителей, то дети становятся на путь самоизоляции и саморазрушения.
В связи с этим Надежда Манзырова призвала развивать культуру оказания психологической помощи, чтобы посещение психолога не воспринималось как что-то постыдное. «Переломить ситуацию в борьбе с виртуальной опасностью мы сможем, но только привлекая родителей, педагогов и психологов, сотрудников социальной сферы, правоохранительных органов, Роскомнадзора, общественных объединений, убеждена Надежда Манзырова.
Пришедшие на встречу с уполномоченным мамы и папы внимательно слушали...
Обращаясь и к педагогам, и к родителям, Надежда Манзырова высказала пожелание: «Руководству школ, педагогам необходимо проводить с родителями регулярные, еженедельные беседы по просмотру интернет-браузеров, доступных детям, переходам по ссылкам, всех доступных страниц в сетях. Взять под тщательный контроль сим-карты, которыми пользуется ребёнок. А главное – наладить доверительные отношения с ребёнком, его одноклассниками, их родителями. Со всеми вопросами ребёнок должен, прежде всего, обращаться к своим родителям, а не к виртуальным знакомым».
Также Надежда Чанкышевна приняла обращения граждан с жалобами по поводу лечения детей, жилищных условий, предоставления общежития студентам... Подсказала, что обращения нужно писать на имя уполномоченного по правам ребёнка с обязательным указанием обратного адреса и телефона. Указывая свою проблему, обязательно указать и социальный статус (мать-одиночка, многодетная и другое). Если нужны вещи, обувь, необходимо указать размеры.
Все были проинформированы о том, где её можно найти, куда позвонить, многие взяли визитные карточки уполномоченного. Тем, кому проблемно выехать, был совет: «Пишите обращения через Тамару Сергеевну Шадрину».
Далее всем желающим было предложено посмотреть привезённые вещи, и все с удовольствием начали распаковывать содержимое пакетов с одеждой, обувью и прочим необходимым. Все вещи быстро разобрали.
Надежда Чанкышевна пояснила: «Мы привезли гуманитарную помощь от благотворительной компании «Озон». Будет возможность новые вещи доставить, мы с удовольствием это сделаем. Сразу всех не сможем охватить, сначала Кайтанак и Мараловодку, а затем уже другие сёла Огнёвского поселения.
Старший инспектор ПДН по Усть-Коксинскому району Зарина Слатвинская провела «круглый стол» по нормам уголовно-административного законодательства, касающихся жестокости в семье, по правилам безопасности в период летнего отдыха (поведение на воде, в походах и т.д.), по профилактике краж велосипедов и мопедов.
К специалисту-эксперту Елене Тундиновой двое граждан обратились по вопросу об исполнительном взыскании.
Когда все серьёзные темы были обсуждены и ребята поднаторели после мастер-классов, волонтёры из техникума отраслевых технологий Анастасия Копаница, Юлия Железнова и Геннадий Чулунов организовали «Весёлые старты». Школьники соревновались в умении бегать с мячом, прыгать на скакалке и во многом другом. Ученики поделились на две команды, началась эстафета. Я даже не заметила, как «Весёлые старты» подошли к концу: настолько это было весело, зажигательно.
В итоге, конечно же, победила дружба. Все участники стартов были награждены подарками от Национального банка Республики Алтай: ребятам подарили наборы канцтоваров, для занятий физкультурой в школе вручили мячи, скакалки. В общем, все остались довольны.
На следующий день аналогичные встречи с Надеждой Манзыровой и её командой состоялись в Огнёвке и Усть-Коксе.
Они дали важный импульс работе по профилактике депрессивного состояния детей, которая должна продолжаться, как отмечалось выше, не от случая к случаю, а повседневно, системно и тонко. С активным развитием волонтёрского движения, особоенно в молодёжной среде. Но, пожалуй, больше всего впечатлило то, что Надежда Манзырова ни разу не сказала: «Будут деньги – будем решать вопрос…». У неё другой подход: есть проблема – надо искать выход из тяжёлых жизненных ситуаций граждан.
Марина МЕКЕНЧИНА,
фото автора.
 

Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Официальный сайт МО "Усть-Коксинский район" Республики Алтай

Официальный сайт Правительства Республики Алтай