Коксинская роща

Стрелка - слияние рек Кокса и Катунь. 

гора Белуха - самая высокая точка Сибири. Высота - 4506 м.

В поисках Беловодья. Подробнее

  •  
  •  
  •  
  •  

Уймонские вести - всегда с вами вместе!

« Назад

Улаганский кам заехал к нам 10 11 2017 14:17

ulaganskii1.jpgНе секрет, что в нашем районе большая часть молодого поколения усть-коксинских алтайцев плохо знает обычаи и традиции своего народа, исключая, разве что сугашинцев. Мы не знаем, как правильно повязать кыйра, не знаем, как правильно рвать вереск, кормить огонь в своём очаге, правильно проводить традиционные праздники. Знаниями в этой области хорошо обладают знающие люди – камы (шаманы). Поэтому районный Тос торгоо алтайского народа, в лице Светланы Маймановой организовал в Курунде встречу с одним из таких людей из Улаганского района – продолжателем традиций предков. Имя и фамилию он просил в газете не называть (буду называть его Т).
В начале встречи Т. рассказал немного о себе и о своем районе. Наш гость оказался человеком очень добрым и хорошо знающим обычаи нашего народа. Вместе с ним на встрече присутствовала его ученица из Горно-Алтайска. Разговор шёл на алтайском языке, но я постараюсь перевести его на русский, потому что многие наши алтайцы плохо знают свой родной язык. И потому, что русские и другие народности также должны знать и уважать обычаи народа, который живёт рядом с ними. 
Т. рассказал, что его родители были знающими людьми. «Все мои родичи – бабушки, дедушки всегда придерживались наших алтайских законов. Они были знающими людьми, все они были долгожителями.
Мой дар был дан мне с детства. Долгие годы, в советское время, родители старались не открывать мой путь. Даже крестили меня (в нашем районе более 80% населения крещенные. В прошлых веках через Алтын- кол миссионеры попадали в наш район и провели огромную работу по крещению местного населения. В 1913 у нас уже было очень много церковно-приходских школ), но ничего не получилось. Я сам долго пытался не вставать на этот путь, но ничего из этого не вышло. Я очень сильно начал болеть, ходил с двумя костылями, голова была стянута в одну сторону. Потому что то, что дано Кудаем (Богом) нельзя остановить, нельзя запретить. (Ранее в нашей газете после международного слёта шаманов и учёных Российской академии наук мы писали, что такое шаманская болезнь. – А.Т.). Куда меня только ни возили и не лечили. Я объехал весь Алтай, потому что очень сильно мучился. Никому таких мучений не пожелаешь. После долгих размышлений я решил на новолуние зажечь огонь в своём очаге, угостил огонь, так я выбрал свой путь, постепенно  набрался сил, выздоровел.
В первую очередь, таких людей, как я призывают к себе Духи Алтая. Я объездил весь Алтай, в ваш район меня тоже позвали – это была хозяйка Катуни, горы Уч Сумер (Белухи). К подножию Уч Сумера я не поехал, я нашёл те места, где совершали обряды, молились наши старейшины в прошлом веке. Где бы я ни совершал обряды, в первую очередь, я обращаюсь к Духу горы Белуха: «Уч Сумер, Кадын быжы, баш болзын». Это самая главная гора, самая значимая, самая сильная. Потом по очереди обращаюсь к другим большим священным горам Алтая. Называю названия гор своей местности.
Я не езжу, куда попало, мне Духи говорят и показывают, куда надо ехать, что привезти, кого вместе привезти. Если я что-то неправильно сделаю, ошибусь, то меня очень сильно наказывают. Обратно гонят к Уч Сумеру (Белухе). Мои старшие (jаандарым) здесь сидят в Усть-Коксинском районе. Во всей Сибири самая главная, самая сильная и важная по значимости гора – это Белуха. Ваши горы очень сильные».
Так как встреча проходила за круглым столом, присутствующие имели возможность задавать Т. свои вопросы.
– Расскажите, как правильно угощать огонь?
– В первую очередь, мы, алтайцы, должны почитать огонь в своём очаге. Его я угощаю в первую очередь. К нему обращаюсь в первую очередь. Все Духи приходят через огонь, особенно Духи Земли. Выше, главнее, значимее огня ничего нет. Дух алтайской Земли (Jердин ээзи) связан с Духом Уч Сумера, реки Кадын (Катунь). Есть Духи Воды, Огня. У них всегда всего прошу. Огонь надо угощать только в новолуние. Если вы всё будете делать правильно, и ваш Дух Огня станет сильным, то и вам ничего не грозит. В огне сила вашего дома, семьи, его здоровье, мир, благополучие.
Не бросайте в огонь мусор, не бросайте волосы. В новолуние с 4 по 8 день с утра подоите свою корову, молоком, лепешками, маслом угостите огонь в своём очаге. И обязательно общайтесь со своим огнём, хозяйка Огня (От Эне – это женщина, надо обращаться к ней, как к матери, с уважением, с любовью, с поклонением) никогда не пустит в ваш дом jаман неме (плохое, беду). В доме человека важнее огня ничего нет. Огонь всегда защитит вас от плохого. «Кунду кууремди алар, – деп суранар. – От Энебис баш болзын, от башчыбыс чоок болзын». «Таш очогын jастанган, талкан-кулин тожонгон, ак кубалын jабынган, темир очок курчулу, тенери тубинде киндикту, jалар одым ээзи», – так я в первую очередь обращаюсь к Огню.
Раньше, по незнанию (пока Духи мне еще не показали и не рассказали) я кормил Огонь два раза. Тогда Огонь отругал меня (От башту деп тегин айтпаган. Экинен отты азырарымда ол jастырган деп арбанган). Мы, говорит, не на двух ногах стоим, а на трёх (действительно, очаг, таганок стоит на трёх ногах). На двух ногах он не устоит, упадет. Поэтому я угощаю огонь так (если это печь в доме): сначала три раза молоком у порога (эдегинде-края), где стоят охранники огня, потом хозяев, которые находятся в середине, и бажын (саму голову). Всего получается 9 раз. (Это я рассказываю о себе, о том, как я провожу обряд. Ни в коем случае никому не навязываю и не учу. В нашей республике в каждом районе свои традиции). Потом начинаю угощать арачкой, чаем (чай желательно брать зелёный, прессованный, монгольским ещё называют), обязательно заваренным с молоком. От Эне очень любит зелёный чай (Jаандарым ичкен чай деп айдып jат). Затем другими продуктами, приготовленными из молока. У очага (Отто-огня) есть подол, середина (сердце), голова (бажы).
Запреты, связанные с огнём: в период старой Луны алтайцы из дома огонь не выносят, из печи золу не выносят, а собирают до тех пор, пока Луна станет новой, и высыпают туда, куда человеческая нога не наступит. Стараются ночью на улицу не выходить, а если и выходят, то только с головным убором. В огонь нельзя плевать, направлять острые предметы. Нельзя класть доски с гвоздями.
Немного расскажу о других обрядах. Собираясь на обряд в горы, нельзя брать с собой солёное, лепёшки должны быть без соли. Ни в коем случае нельзя резать тесто и лепёшки ножом. Алтайскую арачку беру, потому что она из молока делается: «Актан тамган ачу ажым деп айдып».
Духи Алтая говорят, что в последние годы люди перестали совершать обряды, землю не почитают, перестали обожествлять. Начали употреблять спиртные напитки, дети начали жить в другой вере, принимают веру других народов. А нас с древних времен наши родичи благословили в своей вере, благословили эту землю для нас. Для нас, своих детей и внуков, просили благословения, мира, достатка. Долгие годы Советской власти прервали эту связь, люди перестали соблюдать обычаи и традиции. Сами знаете, Алтай стал строжиться (катуланып jат). Большие снега стали выпадать, морозы крепчают, скот погибает, мало скота на Алтае стало. Нас кормят земля, трава, растения. Травой питаются животные, а вся наша еда, молоко – всё от животных. Поэтому нам в первую очередь надо обращаться к Духам Земли, у Алтая надо просить благословения, прославлять свой Алтай, воспевать.
Я так сам думаю, и мне духи тоже так указали. Нет ничего сложного: берёте наши белые кыйра, белое молоко, арчы, сарjу, курут, быштак и идете благословлять свой Алтай. Хозяин Алтая никогда не будет против. Дух Алтая очень любит эти продукты. Спиртное он не принимает, если нужно дорогу открыть или смягчить Духов перед дальней дорогой, совершайте обряд алтайской арачкой.
Если в дороге встретите какие-то препятствия, то надо взять арачки и угостить Духов. Тогда они откроют вашу дорогу.
В праздник зелёной листвы (Jажыл бурде) обязательно надо заваривать зелёный чай. (Jажыл бур jажарды деп, Алтайдын кулагы ачылды деп, эдил куук этти деп, мал ажыс кышты jакшы чыкты деп алканар, курсагарла амзадып, алканар керек).
В сентябре (сары бурде) надо молиться, что скоро зима настанет, благодарить, что лето хорошее было, просить мягкой зимы, просить благословения для всего своего народа, обязательно сходить повязать кыйра. То что мы делаем, это делали наши предки, ничего плохого в этом нет. Всего за год мы ходим молиться два раза: весной и осенью. Это люди собираются и идут в священное место.
Когда впервые готовят место для молений, сначала надо заколоть барана, коня, большой праздник устроить после обряда. Праздник проводят следующим образом: батыры борются, устраивают конные скачки. Победителям вручают значимые подарки: узду, седло, плётку и т.д. Ни в коем случае не устраивают гулянок. Я как знающий человек говорю, что Духи Алтая просят нас устраивать такие обряды, моления.
Очень много зависит от человека, который поведёт вас на моления. Это должен быть знающий человек. Если что-то неправильно будет сделано, именно этот человек будет отвечать перед Духами. Вам надо в первую очередь, когда решите подготовить для села место для молений, позвать знающего человека.
Духи обязательно укажут, какого коня надо заколоть. (Сандарын, терезин, бажын куйкалап алар. Jурегин, jардын, кожузин, учазын, jодозын алар керек. 9 неме болор керек. Терезин он jанда уйеге тургузып jат). Главный, кто проводит обряд кладет тепши (бажында кижи тепшини салып jат. Алтай курсагарды отко ортоп jат. Койдын бажы ачылды ба деп корор). Собираясь на обряд обязательно из войлока коврик (ширдек) готовит. Простой человек на него не садится. Это почётное место для Духа Алтая. За ним должен сидеть кайчи, Духи Алтая очень любят слушать алтайский кай. Будет очень хорошо, если с вами пойдет кайчи, который будет сидеть рядом и благословлять Алтай своим каем.
После совершения обряда, угощения Духов Алтая, люди молятся. Остатки еды с обряда надо поделить, чтобы люди могли угостить им Огонь в своём очаге. Перед совершением обряда, перед тем, как идти на обряд, дома у Огня тоже надо попросить благословения. Знающий человек с собой обязательно должен взять вереск (арчын) и почистить людей, потому что разные люди могут прийти. Надо почистить и принесенные угощения. Если что-то будет сделано неправильно, Духи Алтая придут и укажут на ошибки. Наши законы очень строгие (jаныс). Не всякий может проводить такие обряды. Никакого толка не будет.
– По-моему, у нас в районе нет человека, который бы совершил этот обряд. Вы можете согласиться и провести для нашего села первый обряд?
– Да, если попросите, я помогу.
– У нас в районе есть люди, которые повязывают на берёзу или лиственницу, помимо белой, зелёные, жёлтые, синие ленты (кыйра), насколько мы знаем, наши прабабушки и бабушки всегда повязывали белые кыйра. Правильно ли это?
– В Бешпельтире я видел, что люди повязывают такие ленты. Они объясняют это тем, что зелёный цвет обозначает траву, землю, синий – воду, желтый – солнце и белый – чистое небо. Я сам такие кыйра не повязываю. Как говорили наши старшие, длина кыйра должна быть размером от кончика пальцев до локтя. Такой мы, алтайцы, делаем длину ручки камчы (плётки). Если вы слишком длинную ленту (кыйра) возьмёте, Дух Алтая рассердится, что мы хотим дальше него уйти, дольше прожить, ширина кыйра должна быть в два пальца (измеряем по указательному и среднему пальцам) нашей руки. Если шире оторвёте ленту, Дух Алтая опять рассердится: «Хочешь, чтобы твоя дорога была шире моей что ли?» Лично я повязываю три кыйра.
– Где правильно повязывать кыйра?
– Где попало повязывать кыйра нельзя. На перевалах надо молиться так: «Алдындагы jолыс ару, ачык болзын, кийниндеги jолыс курчулу болзын. Jол берер, эзен-амыр барып келейис. Темир адыс урелбезин», –  надо говорить. На перевалах перед тем, как повязать кыйра, нельзя в туалет бежать.
– Кстати, мы считаем, что туалеты с перевалов надо убирать.
– Мы давно боремся за то, чтобы туалеты убирали вниз. Дух Алтая очень сердится, что мы, взобравшись на его голову, сверху грязью его обливаем. Раньше наши старейшины запрещали даже громко говорить на перевалах, надо было тихо шёпотом помолиться и уйти, уехать. Поэтому с нами и случаются различные беды, аварии.

(Продолжение читайте в следующем номере газеты. Мы расскажем, как правильно рвать вереск).

Айна ТАНАШЕВА.
 
ОТ РЕДАКЦИИ
Читателей, у которых иная точка зрения на устройство мира, спешим успокоить: «УВ» не является трибуной для проповедования язычества, как и любых религиозных конфессий. «УВ» остаётся светской газетой в стране, где религия отделена от государства. Данная публикация – о состоявшемся в районе событии, рассказ о котором, возможно, кому-то из читателей покажется интересным, а кому-то и полезным.
 

Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Официальный сайт МО "Усть-Коксинский район" Республики Алтай

Официальный сайт Правительства Республики Алтай