Коксинская роща

Стрелка - слияние рек Кокса и Катунь. 

гора Белуха - самая высокая точка Сибири. Высота - 4506 м.

В поисках Беловодья. Подробнее

  •  
  •  
  •  
  •  

Уймонские вести - всегда с вами вместе!

« Назад

По дороге в Сергиев скит 17 08 2017 21:27

po-doroge1.jpgПравославные отправились в традиционный Крестный ход. В этом году он уже 11 по счету. Общая протяженность маршрута порядка двухсот километров. Верующие в течение десяти дней прошли по территориям Усть-Канского и Усть-Коксинского районов. Вместе с паломниками по Верх-Уймону прошла корреспондент «УВ».
Сельская администрация Верх-Уймонского поселения заранее позаботилась о ночлеге крестоходцев и выделила дрова. На территории бывшей Верх-Уймонской школы, у палаток своих, у котлов с пищей расположились люди. В 4 утра встали кашевары, каждый день разные, кормят очень хорошо: и салаты, и суп с мясом, и каша, и овощи тушёные, пряники-печенье, и даже компот. Всё за счёт денежных пожертвований крестоходцев, в целом около трёх тысяч рублей.
Люди завтракали, собирались на встречу с директором музея Раисой Павловной Кучугановой. Я пришла к ним ранним утром, и, как оказалось, далеко не первой. Уже вовсю сновали вездесущие местные ребятишки,  Ольга Антоновна Шамовцева приехала из Гагарки проводить свою сестру с дочкой, с которой не виделись много десятилетий. Работала она учителем начальных классов,  теперь в Майме в воскресной школе тоже занимается с ребятишками. В Верх-Уймон вместе со своей дочкой пришла впервые и очень хотела услышать о своём родословии, рано или поздно, но ощущаешь свою причастность к родным людям. Алексей Фёдорович Бочкарёв, местный житель, снимал на видеокамеру, говорит, для внуков старается, ведь не каждый день в деревне столь значимое событие.
– Мне интересно, я пришёл. Не курят, не матерятся, на территории чистенько. Только мама стара говорила: нельзя походя есть, присел да поел. Да хорошо отношусь, людям надо, вот и идут.
Крестоходцев человек 140-130, много это или мало, не знаю, а география большая. Люди из Барнаула, Москвы, Саян, Томска, Тюмени,  Горно-Алтайска, Маймы, Улагана, Акташа. Интересные и колоритные люди: старые и молодые, бабушки и дедушки, подростки и молодёжь, совсем юные, в специально сшитых для крестного хода народных костюмах, подростки 12-14 лет,  малыш  с беременной мамой за ручку…
Чтец Павел, выпускник Барнаульской духовной семинарии, отметил, что в этом году было решено перед началом шествия провести специальные курсы православной молодежной школы Сибирского Федерального округа. Ребята изучали опыт и традиции алтайской духовной миссии и вот сейчас отправились в Крестный ход, чтобы нести слово Божие людям и изучать эту историю в живую. А ещё, чтобы «обрести покой душевный, учиться примиряться, прощать».
Вечером, если время не занято богослужением, организуют концерт, много среди крестоходцев самодеятельных талантов. Поют песни духовного содержания, играют на музыкальных инструментах, есть балалаечник из Гнесинского училища, читают стихи свои и чужие, занимаются с детьми местными, если те проявляют желание. По возможности стараются помочь людям. Стремятся к добру. По отношению к собакам тоже. От Усть-Кана к крестоходцам прибились собаки и сопровождали их весь путь, одной из них милосердные люди зашили рану, сделали перевязку.
Крестный ход в высоком смысле слова – у каждого свой. Соколов Владимир учился режиссуре в театральном училище имени Щукина, женился и сейчас живёт в Барнауле. Работал по профессии до тех пор, пока осознанно не пришёл к Богу. В 27 лет пережил клиническую  смерть. Гроб уже заказали, священник побрызгал святой водой – открыл глаза. В настоящее время работает в казачьем клубе «Бастион», занимается с молодёжью. В Крестном ходе по Усть-Коксинскому району принимает участие в первый раз. Прекрасные впечатления увозит он с супругой домой, тем более, что корни у него, оказывается, местные. Вот что рассказал:
– В 1852 году моих дедов отослали в Онгудайский район, храм там поставили. Моя прабабушка, Агафья Сёмина, миссионерствовала. А бабушка, Раиса Андреевна Сёмина, 1918 года рождения, рассказывала о родственнике моём, Николае Кайгородове. О том, когда брат его, Кайгородов, с отрядом стояли в логе Корешкан, захватил в плен моего деда, Сёмина Андрея Петровича, после Каракольской битвы воевавшего на стороне «красных» вместе со своим братом. Кайгородов был сильно обижен за предательство и хотел, продержав уже неделю в плену, расправиться с ним. А бабушка моя пошла на поклон, сына выручила. Об этих местах бабушка мне много рассказывала, а приехал я сюда впервые.
Путь следования участников Крестного хода тяжел и велик. К обычным туристическим походам это имеет, конечно, мало отношения, хотя, общаясь с некоторыми, мысль такая закрадывается. 10 дней в дороге с остановками на ночлег. Все без исключения несут послушания. Идти нелегко! Вижу сбитые до крови ноги, обгоревшие на солнце носы, щёки, вздутые губы, потрескавшиеся до крови. Несут с собой только самое необходимое, основной груз – на машинах. Кто устал в дороге, или идти уже не может, везут на машинах. Привал на 20 километров пути раза  два-три.
Вот ещё одна семья из Барнаула: муж, жена, сын 12-ти лет:
– С Крестным ходом в Усть-Коксинском районе впервые, всегда хотелось сюда поехать. И тут всё совпало... Выйти из комфортных условий города, где у тебя всё есть, и идти по такой страшной жаре, с ногами, сбитыми в кровь, зная, что у тебя машина стоит… И любить друг друга, а все разные, все со своими какими-то привычками, и надо терпеть… Идём с молитвой, сначала молитва – потом всё остальное. Очень трудно, но это преодоление себя.
За 10 дней похода верующие преодолеют порядка двухсот километров. Есть опытные паломники, которые не в первый раз идут. Отзывы новеньких – самые яркие и эмоциональные. Молодые художницы учатся в Петербурге, в академии художеств имени Репина. В Республику Алтай приехали впервые.
– Здесь всё так великолепно и  красиво, удивительные виды, чистый воздух. В горах часто меняется погода. Природа абсолютно непохожа на то, что мы видели раньше. Всем жителям желаем счастья, душевных сил.
Как встречают? Крестоходцы делятся впечатлениями:
– Мы прошли уже Усть-Кан, Кырлык, Сугаш, Амур, Талду, Тюгурюк.  Встречают по-разному, в основном доброжелательно, но был случай, когда в одной деревне люди прямо выразили отторжение: проходите, мол,мимо, не приближайтесь, даже не останавливайтесь. И вместо 30 мы прошли 37 километров, остановились подальше…
В Усть-Коксинском районе люди хорошие, доброжелательные. В Верх-Уймоне одна местная женщина вечером принесла уставшим людям овощи, другая в баньке помыться пригласила…
А в Абае во времена колхозов церковь снесли, немногие помнят, где она стояла. Подошла бабушка, показала камень-метку. Люди вышли навстречу нам с караваем, многие плакали. Камень, что остался от церкви, батюшка освятил. В Амуре на месте старообрядческой церкви стали грунт брать, яма уже, сейчас вроде приостановили. 
Конечная точка – Сергиев скит, около Ак-Кобы. Оттуда на автобусах паломники отправятся по домам. Крестный ход – это событие, о религиозной сути, ощущениях людей, которые в нем участвуют, трудно рассказать, это надо испытать, чтобы прочувствовать всей душой.
Светлана КОВАЛЬЧУК,
фото автора.
 

Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Официальный сайт МО "Усть-Коксинский район" Республики Алтай

Официальный сайт Правительства Республики Алтай