Коксинская роща

Стрелка - слияние рек Кокса и Катунь. 

гора Белуха - самая высокая точка Сибири. Высота - 4506 м.

В поисках Беловодья. Подробнее

  •  
  •  
  •  
  •  

Уймонские вести - всегда с вами вместе!

« Назад

Концерт для зрителей, конкурс для сказителей! 14 07 2017 15:25

koncert3_0.jpgОкончание.
Начало в предыдущем номере «УВ».
Корреспонденту «УВ» удалось побеседовать с одним из организаторов первого фестиваля-конкурса кайчы на турбазе «Зелёный дом» Сергеем Сегерткишевым. Он рассказал:
– К организации национального фестиваля меня подтолкнули история моего народа, из которого я вышёл, и понимание необходимости продолжения наших традиций горлового пения – алтайского кая. Внутри каждого алтайца есть жила духа. Она живёт в алтайском кае. Люди, исполнявшие героические эпосы, утверждали культуру народа, народный дух, язык, обычаи.
Поначалу у меня не было интереса к каю, но в прошлом году на юбилее Салдабая Савдина я послушал кайчы, посидел с ними у костра и понял, что это и моё дело. И когда молодые люди подошли с идеей о проведении в Тюнгуре фестиваля-конкурса кайчы, я, не задумываясь, согласился.
koncert1Место проведения фестиваля было выбрано не случайно – фактически у подножия духовной святыни алтайцев горы Белухи, на берегу Катуни, неподалёку от её истока. Здесь сила горы и сила реки передаются сказителям. Чтобы уменьшить затраты, я предложил провести фестиваль на территории моей турбазы «Зелёный дом».
Салдабай Савдин приходится мне родственником. Был ещё в роду сказитель, учитель Салдабая, в 1937 году его его отсюда увезли в степи, и он больше не вернулся. Последний, кого мы знаем из сказителей, это Салдабай Савдин. Он исполнял эпосы, на которых теперь учится мой племянник Николай Сегерткишев. Он ещё в школе запел, участвовал в Эл Ойыне. Он тоже будет исполнять кай на нашем фестивале.
В прошлом году родственники решили собраться и отпраздновать 100-летний юбилей Салдабая Савдина, чтобы не забылось его имя. Его эпосы записаны, читаются людьми. Он их сохранил, донёс до сегодняшнего дня. И эти эпосы продолжают жить и исполняться.
Изначально мы планировали собрать небольшую группу, но когда разместили информацию в Интернете, в газетах, список участников и гостей фестиваля стал расширяться. Звонили, чтобы узнать место проведения, время и т.д.
Проведение фестиваля-конкурса кайчы  не только дань памяти Салдабаю Савдину, но и попытка сохранить исконное алтайское горловое пение. На сцене нет возможности исполнять эпос от начала до конца, как положено. Ведь эпос – это история, и когда эпос прерывается при исполнении, прерывается история и дух исполнителя. Поэтому исполнители кая решили собраться и петь эпосы полностью. Это основная идея и главное отличие нашего фестиваля от других.
koncert2Один эпос может длиться пять часов. Каждый повествует о борьбе добра и зла. И добро всегда побеждает зло. Так у всех народов.
Наши современные кайчы постараются донести до народа истинный кай. Единожды услышанный, он входит в душу человека. Поэтому его нужно понимать и петь как духовное начало, а не для развлечения. Через кай также идёт воспитание молодёжи. «Почитай старшего, уважай младшего» – эти и другие общечеловеческие ценности подчёркиваются в каждом эпосе, после прочтения эпоса в душе у человека обязательно остаётся что-то доброе. Тем более если его под аккомпанемент топшура читает кайчы.
Поддержать участников фестиваля приехали тувинские кайчы. В конкурсе они участвовать не будут, но на концерте исполнят тувинский кай. Приехали известные алтайские исполнители  Болот Байрышев, Марина Саксаева, Радмила Теркишева.
Победитель в конкурсе  кайчы получит гран-при – 150 тысяч рублей. Неважно, приехали ли участники за деньгами или удовлетворить духовный интерес, все будут петь для народа. И призовые деньги собрал народ. И на обустройство фестивальной поляны заинтересованные люди давали средства, кто сколько мог. Я, со своей стороны, тоже что мог сделал, друзья помогли. Очень многие люди помогли, поимённо всех не назовёшь.
Так же с розыгрышем призов в лотерее. Коня и барана предоставили обычные скотоводы, вечер в ресторане предоставил его владелец. Кто-то на своей пилораме материал напилил и привёз сам. Кто-то кровлю купил. Вот аил и получился такой красивый. Кто помог, всем огромное спасибо от исполнителей и от организаторов.
koncert4_0.jpgВсе эти люди заинтересованы в сохранении алтайской культуры и традиций своего народа.
Жюри как такового у нас нет. Сами участники фестиваля проголосуют за самого лучшего исполнителя алтайского эпоса.
Сам же я занимаюсь предпринимательской деятельностью, у меня небольшое фермерское хозяйство и турбаза «Зелёный дом», которая приносит небольшой доход от туристов. Хлопоты по устройству и питанию гостей взяли на себя мои родственники.
Об открытии фестиваля 1 июля «УВ» рассказали в предыдущем номере, а 2 июля утром участники фестиваля, проведя соответствующие обряды, ближе к обеду начали исполнять алтайский героический эпос в новой вместительной юрте.
Баир Турлунов, самый молодой участник фестиваля 1996 года рождения, приехал в день своего выступления. Он вальяжно лежал на топчане и наслаждался исполнением эпоса коллегой Карышем Кергиловым из Чемальского района. Горящий очаг посередине юрты создавал ни с чем не сравнимый уют. Как тут не расслабиться под звуки кая?
koncert5_0.jpgВот и некоторые зрители, образовав тесный круг вокруг очага, закрыв глаза, то ли медитировали, то ли вообще улетали в мыслях куда-то в космос. А Карыш Кергилов так по-королевски восседал на троне, по-другому никак не назовёшь шикарное деревянное кресло, которое, видимо, сделал какой-то народный умелец специально для создания торжественной возвышенности момента.
Прервав отдых молодого участника фестиваля, попросили его поделиться впечатлениями и рассказать о себе.
– Я начал заниматься горловым пением в 4 классе. Меня учил мой отец Анатолий Турлунов. У него высокий уровень. Он на пенсии, но работает на стоянке, ухаживает за скотом. А с отцом занимался мой прадедушка Пастух Тадыров, которого недавно не стало. Родом я из Кош-Агачского района, теленгит из рода кыпчак. Когда я был маленьким, Амыр Акчин из Улаганского района проводил у нас мастер-классы по видам горлового пения: комей-кай, кай-сыгыт, кай-каркыра. После этого я заинтересовался горловым пением. Отец помогал мне в освоении топшура. И вот уже 9 лет как увлекаюсь горловым пением. Здесь буду петь эпос Николая Улагашева.
Чтобы научиться горловому пению, нужны желание и интерес. Для меня интерес не в том, чтобы выйти на сцену и прославиться, а в том чтобы алтайцы носили традиционные алтайские костюмы, умели играть на национальных инструментах и петь героический эпос горловым пением.
На фестиваль меня пригласил Мерген Тельденов, я с удовольствием согласился и я оказался здесь самым молодым кайчы. У меня немного другое горловое пение, отличающееся от традиционного.
Я благодарен Николаю Сегерткишеву за то, что он собрал сказителей республики и гостей из Тувы. Сейчас в юрте слушают кай и иностранные туристы, у очага, как в давние времена. И это радует», – сделал акцент Баир на последних словах, дав понять, что сказал всё, что хотел, и пошёл готовиться к выступлению.
В этот день было запланировано прослушать эпос в исполнении Карыша Кергилова, Баира Турлунова, Эркемена Епишкина из Онгудайского района.
Радмила Теркишева поделилась с нами впечатлениями от вчерашнего концерта: «Я была уверена, что открытие пройдёт хорошо. Было очень-очень много поклонников, и мы не разочаровали своих зрителей, что было запланировано, всё осуществилось. Наш фестиваль поддержали  заслуженная артистка Республики Алтай из Улаганского района Марина Саксаева, Руслан Шагаев из Усть-Канского, Айдар Унатов, работающий в Национальном драматическом театре, а главной изюминкой концерта стал детский танцевальный ансамбль «Эрдине» из Усть-Кана. 8 лет танцы ставит заслуженный работник культуры Республики Алтай Анжелика Молчоева. И эти танцы очень созвучны алтайскому героическому эпосу. Взаимосвязь нашей прекрасной природы и человека, духовность, красоту и сущность, в которой мы живём, мы выразили в песнях, танцах, музыке.
Здесь никто ни в какие рамки никого не загоняет. Надеюсь, в будущем этот конкурс обретёт и новых исполнителей, и спонсоров. Мы об этом фестивале думали в течение трёх лет. Всё серьёзно обсудили с друзьями и решили осуществить задумку несмотря ни на что. Алтайцы – немногочисленный народ, и хотелось бы, чтобы нашу культуру ценили и уважали. Этот конкурс, думаю, поможет в этом».
Радмила Теркишева преподаёт в Детской школе искусств игру на национальных инструментах: шооре, комусе, – а также фортепиано и вокал. Её сын такой же талантливый, как родители. Поёт, танцует, обязательно будет заниматься с отцом горловым пением. Радмила считает, что самый подходящий возраст для кая – после того, как сформируется «взрослый» голос, хотя иногда дети и с 5 лет начинают имитировать горловое пение.
Эмиль Теркишев в Усть-Кане преподаёт также в Детской школе искусств игру на топшуре и горловое пение. У него своя образовательная программа. Эмиль участвовал в открытии фестиваля и является одним из претендентов на гран-при в 150 тысяч рублей.
Он рассказал: «Я исполняю два эпоса: «Алып-Манаш» и «Малчы- Мерген» Николая Улагашева. И мы с друзьями – исполнителями кая решили сделать такой фестиваль, чтобы из каждого района свой кайчы исполнял эпос от начала до конца. Я сам три часа исполняю один эпос, и нужно не упустить ни одного слова.
Выбор места проведения – предгорье Белухи – считаю символичным. Реки Кучерла, Ак-Кем, Катунь берут начало в ледниках Белухи. И, как река Катунь, горловое пение никогда не должно прекратиться.
При исполнении героического эпоса слушателям можно и поспать, и выйти на улицу. Когда я начал увлекаться эпосом, слышал и читал  про Салдабая Савдина. У нас в республике, как он, никто не исполняет эпос. У нас исполнение классическое, или калкинское, а по-савдински надо петь по-другому. Он очень сильный сказитель был. Я пока не дошёл до исполнения эпоса Салдабая Савдина «Кан-Алтын», его исполняет его племянник Николай Сегерткишев.
Для местного населения это большое событие. Проведение таких фестивалей необходимо. При исполнении героического эпоса горловым пением очищаешься от бытовых мелочей, материальных ценностей, здесь просто душа отдыхает.
Я начал увлекаться каем с детства. Отец научил меня. В этом конкурсе для меня важен не приз, а встреча с друзьями. Этот фестиваль планируем продолжать, как Эл Ойын, каждый второй год в разных районах. Следующий, думаю, будем проводить в Усть-Кане и уже с другим составом участников, более молодым, чтобы кай не прерывался никогда. Хотя молодёжь в наше время очень сложно учить исполнению эпоса, но всё равно будет стараться, ученики есть».
Марина МЕКЕЧИНА,
фото Надежды ЩЕННИКОВОЙ.
Кстати, со слов зрителей, присутствовавших на розыгрыше, обладателем молодого коня (на снимке) стала 10-летняя Айсура Бабаева из Кучерлы, вечер на двоих в ресторане г. Горно-Алтайска выиграла Лилия Баянкина из Тюнгура, живого барана – девочка Вера Адарова из детского реабилитационного центра.
А 150 тысяч рублей за победу в конкурсе достались заслуженному артисту Республики Алтай Эмилю Теркишеву.
 

Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Официальный сайт МО "Усть-Коксинский район" Республики Алтай

Официальный сайт Правительства Республики Алтай