Коксинская роща

Стрелка - слияние рек Кокса и Катунь. 

гора Белуха - самая высокая точка Сибири. Высота - 4506 м.

В поисках Беловодья. Подробнее

  •  
  •  
  •  
  •  

Уймонские вести - всегда с вами вместе!

« Назад

Главное – чтобы все были здоровы и счастливы 19 05 2017 15:45

glavnoe1В истории Карагая много славных страниц, о которых можно рассказывать до бесконечности. Навсегда останется в памяти народа, конечно, и героизм работников тыла. Основной рабочей силой тогда стали женщины, старики, дети. Под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!» полуголодные, они выдавали по две нормы, не считаясь с лишениями. Жили трудно, но верили в победу и приближали её как могли.
Встречаться с ветеранами, пережившими войну, интересно и ответственно, ведь важно не просто послушать их рассказы, а записать как важные свидетельства истории.
7 мая журналисты «УВ» приехали в Карагай, чтобы провести «Эстафету Победы» (пробежали по школьному стадиону 72 круга, см. «УВ» №19). Глава сельского поселения Евгений Кудрявцев порекомендовал заглянуть к труженице тыла – Даниле Алчаковне Ерелиной, которой в этом году исполнилось 85 лет. В сопровождении руководителя школьного музея Нины Кошевой (Нина Ивановна проводит большую работу по сбору материалов о земляках и освещению истории села в СМИ) и учителя школы Ирины Бутушевой мы быстро доехали до дома Данилы Алчаковны. У ворот нас ждала её дочь Эльвира. Табличка на калитке гласила: «Здесь живёт труженик тыла». Сразу видно: в Карагае о ветеранах не забывают.
Данила Алчаковна оказалась гостеприимной хозяйкой. Правда, поначалу разволновалась при виде гостей, но вскоре, то и дело весело подшучивая над собой, рассказала о своей жизни много интересного и поучительного.
glavnoe2_0.jpgРодилась она в Соузаре в 1932 году в большой семье Алчака Мундусовича и Кудум Бычыевны Траймановых. Когда арестовали отца, ей было всего 4 года. «Отца посадили ни за что. Мы тогда жили в Тюгурюке, – вспоминает она. – Сначала милиционеры увели его в сельсовет, я плакала, плакала и за отцом пришла. Он говорит: «Ну, иди, дочка, домой. Я вечером приду». Но так и не пришел... Никого не бил, не убивал. Просто арестовали и увезли. Вернулся он лишь через 10 лет. Ни писем, никаких известий за эти годы не было. Рассказал, что их пешком вели до города, потом увезли на Урал работать на лесоповале.
Матери трудно было, кормить нас нечем, и она вернулась в Соузар. Сама она родом из Банного, потом мы переехали в Карагай.
Из Карагая в Усть-Коксу ездила ямщиком Татьяна Ивановна Попова. Мама с ней договорились, и она на обратном пути нас забрала. На бричку бабушку посадили, а мы пешком корову вели. Босиком, обуви-то нет... Ночевали в Абае на зерновой. Вторую ночь – в Соузаре, и только на третий день добрались до Карагая. Ох, тяжело было...
glavnoe3_0.jpgВ школе я немного в Тюгурюке училась, потом в Соузаре, Карагае. 4 класса окончила. Детей много было, одна учительница 3-4 класса учила. Её звали Александра Сартакова, она была из Абая. Тетрадей не было. На газетах писали, ручек не было, но кое-как читать, писать научилась».
Дочь Эльвира добавляет: «Мама и сейчас газеты читает, ловко управляется по дому».
Данила Алчаковна с мужем Аднаем Чинаровичем вырастили 7 детей. Три сына и три дочери живы, а одна дочка долго болела и умерла. Теперь у Данилы Алчаковны уже 4 правнучки и 1 правнук.
Рассказывает: «Время войны хорошо помню. Без отца плохо, трудно было. Одни бабушки дома да малые дети. Про начало войны мы так узнали: какой-то дедушка на коне прискакал и кричит: «Война! Война!». А что за война, с кем, почему, мы не понимали. У бабушки спрашиваем, она отвечает: «Ну, война началась и всё». Взрослые женщины почему-то начали плакать. Мужчин стали собирать и отправлять на фронт, всех дядек и братьев забрали. Из Соузара многие на войну ушли.
Мама работала дояркой, а мы, чтобы трудодни заработать, стали пастухами. Копны на быках возили. Когда наступала жара, быки хвосты задерут и бежать, не слушались. В базу забегут, волокуши сломаются.
За трудодни ячмень давали, мама получала и талкан делала. Алтайские семьи только на нём и выжили. Лето было нам в радость. Еды больше: сусликов ловили, на костре готовили, слизун, кандык собирали и ели. Слышала, что в Каракольской долине поставили памятник суслику, как благодарность степному зверьку, который во время войны спасал народ от голода. Спасибо этим людям!
В войну все друг другу помогали. Гурьбой ходили за кандыками. В лес за шишками, ягодой ходили. Бруснику собирали. На козлов петли ставили. Мама мастерица была, кисы (обувь) шила. Из овчины шубы шили. Природа Алтая нас тогда спасла.
Когда война закончилась, начали возвращаться фронтовики. Встречали их всей деревней, праздник устраивали, пиво ставили. Они все с медалями. Хорошо помню, как встречали Коркубаса Майнакова, Виктора Менькушева. Встречать ходили далеко за село».
Эльвира добавляет: «Виктор Менькушев до Берлина дошёл, гармонист был хороший, весёлый человек, рисовал хорошо. Помню, он на Новый год костюм сделал, будто бы два человека борются. Детям было весело. Фокусы нам показывал.
Бабушка наша до 90 лет корову держала и доила, быштаки делала. Мы арчы, масло делали, талкан, кочо. В то время дети себя смогли прокормить».
Когда подросли, и жизнь стала налаживаться, Данила Алчаковна вышла замуж за соузарского парня Адная Чинаровича Ерелина. «Приехали, сосватали, осенью свадьбу сделали. Дружили не много. Свадьба хорошо прошла: кочо варили, барана закололи. Помню, баранью лопатку кидали, а зачем – не помню. Обычай какой-то был, наверное. Всем селом гуляли. Родни много было. Я в шубе, в алтайской шапке была.
Муж скотником работал, я дояркой. Осенью – на сенокосе. С Петром Фатеевичем Поповым вместе маральник городили. На работу рано вставали. Помню, как Петр Фатеевич косил: прокосы большие, широкие. Его один прокос, как наши два. На маральнике одно время работала.
Мы с мужем 50 лет вместе прожили, он в 70 лет умер. Детство трудное было. Когда началась война и его отца забрали на фронт, ему было 11 лет, он был старшим в семье. Отец его пропал без вести. Но в Книге памяти есть его имя – Чинар Ералимович (Ороло по-алтайски его звали). Когда мужа забрали, его мама Иваном беременна была. Иван Чинарович потом в райкоме комсомола в Усть-Кане работал. Сестра Чынадай Чинаровна в Сугаше всю жизнь прожила». 
Данила Алчаковна, вспоминая, снова разволновалась, поэтому продолжила дочь Эльвира. «Отец кем только ни работал. Они строго воспитывали нас. К труду приучали. Родители всегда на работе, летом на белки уезжали. Мы самых маленьких к кровати привяжем, чтобы не упали, а сами – коров доить, чистить, убирать. И куриц, и гусей, и уток, и коров держали. Весь домашний скот на нас, на детях, был. Недалеко от Карагая была деревня Журала. Там база была, дойка, мельница, домов много было. Мама рассказывала, что русские люди, которые там жили, работящие были. А бабушка, деда Алчака мать, рассказывала, что они зимой жили в селе, а летом кочевали в Башту. Еще у них была алтайская  юрта конической формы. Так они её каждый раз при переезде разбирали и забирали с собой.
Мама ещё раньше рассказывала, как дед Мундус, отец Алчака, утонул. Я его не видела. Собрались раз они на Хайдун, на охоту. А у нас дед умел на бараньей лопатке гадать. Подержал он её над огнём и говорит: «Дорога закрытая, дороги нет, не будет». А в то время река Хайдун как раз поднялась, он в речку на коне забрёл, река их унесла, так и утонул».
Нина Ивановна и Ирина Валерьевна тоже поделились воспоминаниями. Говорят, что Данила Алчаковна, несмотря на все трудности, никогда не падала духом, всегда весёлая, хохотушка, и сейчас любит песни петь, частушки. «Я в числе передовых доярок была. Всё время в Усть-Коксу нас вызывали, ездили на собрания с  дедом Кюндуем Ялбаковым, – продолжает Данила Алчаковна. – Зимой кошёвку запряжём, приедем. Про нас ничего не говорили, посидим, послушаем, обратно едем (весело смеётся). Дед Кундуй в Москву на ВДНХ даже ездил».
За многолетний добросовестный труд Данила Алчаковна удостоена звания «Ветеран труда РФ». У неё много медалей, грамот. К сожалению, ни одной старой фотографии не сохранилось. Не любила она фотографироваться. Зато на стене висит портрет внука Александра, которым она очень гордится: Саша Щин – офицер-пограничник, служит в Москве. А любит, конечно, всех-всех детей и внуков. «Главное, чтобы все они были здоровы и счастливы», – говорит.
Айна ТАНАШЕВА,
фото автора.
 

Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Официальный сайт МО "Усть-Коксинский район" Республики Алтай

Официальный сайт Правительства Республики Алтай