Коксинская роща

Стрелка - слияние рек Кокса и Катунь. 

гора Белуха - самая высокая точка Сибири. Высота - 4506 м.

В поисках Беловодья. Подробнее

  •  
  •  
  •  
  •  

Уймонские вести - всегда с вами вместе!

« Назад

Август – зарничник 04 08 2017 13:25

avgust1.jpgАвгуст в народе получил много названий: «жнивень», «серпень» – от разгара жатвы; «зарев» – от холодных и ярких зорь. В Сербии август – «жнейска», в Белоруссии – «ленораст», потому что в августе расстилали лён на росные луга. Старожилы Усть-Коксинского района говорят: «Овсы да льны в августе смотри».
14 (1) августа – первый Спас и проводы лета. В ночном небе сполохи зарниц, дозревают хлеба. С этого же дня крестьянин, благословясь, начинает первый посев озимой ржи: «До Петрова дня взорать (вспахать), до Ильина – заборонить, на Спас – засевать!» Сенокос в разгаре, все находятся на заготовке сена. Улетают ласточки: «Ласточка весну начинает, осень накликает». Ласточки да мухи отлетают в три раза, в три Спаса. Замечают, что «придёт Спас – не будет комаров у нас» и про мух: «Первый Спас – меньше нас, третий Спас – не будет нас».
Наши крестьяне не только хлебопашцы, но и пчеловоды. Потому «Первый Спас – медовый».  В этот день пчеловоды выламывали первые медовые соты, «осотинки», как их у нас называют. Не зря говорилось: «На Первый Спас и нищий медку попробует». И в эту же пору пчела перестаёт приносить взяток.
В народе Первый Спас называют ещё мокрым, так как в этот день выпадает холодная роса на траве. Смотри осень по «мокридам»: хороший день предвещает сухую осень, а дождливый – сырую. Наступает похолодание, «пришёл Спас – бери рукавицы про запас».
Спас – лакомка, есть чем полакомиться крестьянину, поспела ягода и овощи. Солят огурцы. «Спасовки-сливасовки», – ласково именуют, например, в Забайкалье, это время, так как во время Успенского поста начинают копить (сливать) масло к Масленке.
Одним из самых грозных богов у славян был Перун – бог грома и молнии. Гроза наиболее сильно поражала ум первобытного человека, на глазах у которого в щепы разлетается могучее дерево и загорается огнём, рушатся скалы и хижины. Она в то же время сопровождается проливным дождём, который спасает посевы от палящих лучей солнца. Поэтому земледельцами всех частей света особо почитаемы были именно такие громовержцы, как славянский Перун. Его полномочиями с принятием христианства был наделён христианский святой Илья.
2 августа – празднование в честь грозного пророка Ильи – повелителя гроз, молний и подателя небесной влаги. Коль загремит гром и засверкают молнии, так это «Илья-пророк в золотой колеснице, запряжённой белыми или огненными конями, громыхает по тверди небесной». В случае засухи именно к нему возносятся молитвы верующих о ниспослании дождя на их поля и огороды.
Любопытно, что в качестве оберегов во время грозы служили принадлежности домашнего очага: клюка, лопата, которой сажали хлеб в печь, помело и заслонка. Так, в селе Тихонькая рассказали, что «раньше, когда начиналась гроза, град, на двор выбрасывали лопаты, ухват, сковородник»: «Ухват, отторгни град, клюка, отверни град, сковородник-отворотник, отвороти град». И в этих примерах видны причудливые переплетения древних языческих поверий с христианскими воззрениями, которые мирно уживаются в сознании лююдей.
Ильин день, 2 августа, у крестьян считался большим народным праздником и важной сельскохозяйственной датой. На юго-западе России с этого дня начиналась жатва хлебов, а в Забайкалье, например, староверы-семейские в иных  климатических услових начинали сенокос. Ещё в недавние времена староверы, чтобы задобрить грозного Илью-пророка за полученный урожай, оставляли на поле клочок несжатой ржи или пшеницы, и это называлось: «Илье (Волосу, Николе или Спасу) на бородку.
Много примет и запретов у старожилов нашего района на Ильин день приходится. Если на Ильин день дождь –  картошка будет хорошая. Утром сильная роса и туман – к хорошей погоде. Существует у старожилов устойчивое убеждение, что с Ильина дня наблюдаются перемены в природе, связанные с наступлением осени: похолодание и дожди. «На Илью до обеда – лето, после обеда – осень». По народным наблюдениям, с Ильина дня начинается осень, появляются холодные утренники.
Теперь охотники могут выезжать на волков. У них была своя примета: «Если зверя затравят, то весь год счастливы будут. Охотники считают, что волки выходят из своих нор после покосов, а до тех пор будто никто не может открыть волчьих выходов.
С беспокойством крестьяне смотрят на небо» «До Ильи дождь – в закром, а после – из закрома». «До Ильина дня в сене пуд мёду, а с Ильи – пуд навозу», «До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильи и на кусту не сохнет». «Илья-пророк два часа уволок», вода в реках стынет: «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается».
В Ильин день у старожилов существует запрет работать: не работали в поле, не косили, не убирали сено, даже пустая работа – грех. Считалось, что «Илья – последняя девичья «гульня». Девушки наряжались в праздничную одежду и устраивали гулянья, на сенокос тоже ехали, принарядившись, как на праздник.
Светлана КОВАЛЬЧУК,
фото Н. СИМИРЕНКО.
 

Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Официальный сайт МО "Усть-Коксинский район" Республики Алтай

Официальный сайт Правительства Республики Алтай